Найти тему
Раздумья о жизни

Как учились дети 58 лет назад

Оглавление

58 лет назад я пошёл в первый класс в глухой якутской деревне в маленькую начальную школу с двумя классными комнатами и всего лишь двумя учителями на четыре класса. Один из учителей был директором школы по совместительству. Более подробно о своей учёбе я написал в статье Как я учился в школе. В этой статье я напишу свои размышления о том, что и как изменилось в обучении детей в школе в первом классе с 1965 года.

Поясню, почему буду писать именно про первый класс. Есть три причины:

  1. Считаю, что именно первый класс является для результатов школьного обучения главным. Именно в это время закладываются основные навыки обучения на всю жизнь.
  2. У меня в следующем году внук пойдёт в первый класс, поэтому надо быть в курсе возможных проблем и постараться помочь ему справиться с трудностями.
  3. У моей жены сохранились её личные тетради первого класса по арифметике и письму! Они-то меня и подтолкнули написать эту статью.

Что и как изменилось при обучении учеников в первом классе за 58 лет

Я буду ориентироваться на математику, потому что сам её преподавал в основной и средней школе. Изменения за полвека очень существенные.

Изменилась программа обучения математике в 1 классе. Количество часов было 6 в неделю, стало 4. К концу учебного года раньше ученики начинали изучать деление чисел, предварительно изучив таблицу умножения в пределах 20, сейчас только сложение и вычитание в пределах 20, про умножение и деление даже не упоминается. Раньше домашние задания были ежедневные, сейчас они необязательны. Учебники, правда, стали красочнее и ярче.

Весь мой опыт и учителя и родителя говорит о том, что эти изменения не в лучшую сторону. Отмена домашних заданий в первом классе приводит к тому, что за год ученик привыкает учиться без напряжения, без умения самоорганизоваться, без преодоления трудностей, т.е. без труда. Поэтому в следующих классах, где без труда знаний не будет, ученики не могут справиться с учебной программой.

Уроки по математике должны быть ежедневными, это один из основных предметов! Если уроки проводятся не каждый день, то ученик подсознательно воспринимает этот предмет менее важным и прикладывает меньше усилий при его изучении. При больших перерывах в обучении учебный материал забывается, полученные навыки утрачиваются.

Содержание учебного материала стало значительно проще, поэтому старт школьного обучения более слабый, а значит и общий результат стал хуже.

Советы родителям первоклассников

Говорят, не надо давать советов, если их не просят. Те, кому советы не нужны, читать их не будут, если же человек дочитал эту статью до данного заголовка, то советы могут пойти на пользу. Это общие советы родителям первоклассников и их выполнение вполне достаточно для хорошего развития детей.

  1. Надо стремиться не конфликтовать со школой, учителями. Никогда не осуждать при ребёнке учителя (лучше вообще не осуждать никого и никогда)!
  2. Если домашних заданий не задают, то можно вместо них договориться с ребёнком чтобы он рассказывал и показывал ежедневно обо всём, что было в школе.
  3. Обязательно читайте ребёнку книги, которые интересны и ему и вам и обсуждайте прочитанное. Это даёт хорошее общее развитие всех его способностей.
  4. Стремитесь к соблюдению режима дня первоклассника.
  5. Занимайтесь каким-нибудь любимым занятием, чтобы ребёнок видел перед собой пример творческого отношения к делу.

Подписывайтесь на мой канал Раздумья о жизни, читайте статьи на близкие темы:

С чего начинается воспитание

Как подготовить ребёнка к школе

Почему дети в школе плохо учатся?

Как учились дети 58 лет назад (продолжение)