Найти тему
О бизнес-системах

Обучение, как элемент формирования культуры непрерывных улучшений в бизнесе

Культуру непрерывных улучшений в бизнесе не сформировать без обучения сотрудников. Обучение формирует у человека его уровень образования. Под образованием не подразумевается обязательное получение диплома в высшем учебном заведение. В данном направлении, мы рассматриваем образование, как кругозор человека об окружающем мире в целом и его поведение в обществе. Этот кругозор человек проецирует на свою профессиональную деятельность.

Что является для вас критерием образованного человека?

Разумеется, знать и уметь всё на свете невероятно сложно. Я предлагаю такие варианты критериев образованности, а вы их сравните со своими:

- умение правильно общаться и выражать свои мысли;

- понимание того, что люди, которые тебя окружают, такие же, как и ты;

- стремление к самореализации и самосовершенствованию (иногда);

- понимает, что может сделать этот мир хоть немного лучше благодаря своему труду;

- владение базовыми «мягкими навыками» (навыки коммуникации, вежливость, гибкость, честность, гибкость, навыки межличностного общения, позитивный настрой, ответственность, навыки работы в команде, трудовая этика);

- несколько знаний по культурной составляющей человека (музыка, литература, кинематограф, история, география и т.д.);

- понимание принципа «клиент – поставщик» - человек является для кого-то клиентом, а для кого-то поставщиком чего-либо. От качественного взаимодействия между людьми и выстраивается уважительное отношение.

Я знаю, что ничего не знаю - Платон
Я знаю, что ничего не знаю - Платон

У меня есть школьное образование (11 классов), средне-специальное (техникум, очная форма), бакалавриат (университет, заочная форма), мини-Master of Business Administration (заочная форма) и пару курсов по специальности. По своему опыту, могу с уверенностью сказать, что темы дисциплин повторяются, а где-то очень важные темы для обучения не преподаются. Очень многое зависит от желания обучающего, преподавателей, программы обучения и окружения, но об этом рассуждать не будем так как каждый знает про этот опыт многое.

В 21 веке доступность образования и информации намного выше, чем в 20 веке и ранее. Обучение в учебных заведениях или на дому это не привилегия богатых граждан, как было раньше, а обязанность для каждого гражданина страны и показатель высокого уровня развития государства. Но возникла проблема с переизбытком информации, скоростью применения знаний и общего критерия качества полученных знаний в учебных заведениях. Уходит принцип одной профессии до пенсии. Образовывается расслоение в обществе между физическим трудом и умственным. Начинается борьба за попадание не в средний класс граждан, а в креативный чтобы жить комфортно. Подумайте об этом.

Бизнесу необходимы определённые навыки и знания от сотрудников. Получается, при реализации проектов по улучшению процессов все взаимодействуют друг с другом на «разных языках». У каждого сотрудника свои знания, навыки, своя правда, как должно всё работать. В большинстве случаев, одни владеют определёнными знаниями и не понимают почему другие этого не понимают, а другие не понимают для чего к ним пристали и работать мешают. Вот и получается разговор на «разных языках». Знакомая ситуация, не правда ли?

Так же не нужно забывать самой популярной фразы от коллег, руководителей, когда вы после учебного заведения пришли на работу – «забудь, чему учили тебя в университете, ты на работе теперь…».

В бизнесе стали (настоящее время, десятки лет назад такая практика тоже была) появляться подразделения, которые стали заниматься образованием сотрудников. В основном, такие подразделения находятся в структуре отдела по работе с персоналом. Есть школы профессионального обучения – обучение новичков (в основном это сотрудники рабочей специальности) базовым знаниям в профессии, есть список обязательных курсов – обучение базовых процессов в компании (в основном это сотрудники офисных профессий). Следующий уровень, это когда в компании появляются университеты или академии для сотрудников. В университетах и академиях есть свои или сторонние библиотеки, собственные курсы, организовываются образовательные конференции, есть своя образовательная информационная платформа. Получается, есть всё для повышения уровня образования сотрудников, но учиться мало кому хочется и при реализации проектов снова все говорят на «разных языках» и процессы работаю «криво-косо». Об этом, думаю, вы и так знаете.

Получается, необходимо пересмотреть систему обучения сотрудника в компании и правильно объяснить суть определения образованного сотрудника. Следующим шагом является выстраивание многоуровневой системы обучения:

- 1 уровень: базовые знания о бизнесе и трудовой деятельности в целом для всех сотрудников;

- 2 уровень: дополнительные навыки в трудовой деятельности для каждого сотрудника;

- 3 уровень: основные навыки и знания линейного руководителя;

- 4 уровень: основные навыки и знания для высшего руководства;

- 5 уровень: тенденции, лучшие практики.

Один из важных моментов является то, что знания преподают сотрудники – практики. По узкоспециализированным знаниям уже приглашаются сторонние эксперты.

При формировании системы обучения параллельно формируется карьерный путь для сотрудников:

- Вертикальный - рост в рамках одного функционала, подразделения. Развитие управленческих навыков.

- Горизонтальный - рост между несколькими функционалами. Получение новых профессиональных знаний и навыков.

- Экспертный - развитие профессиональных знаний и навыков по направлению деятельности.

-2

Как обучать и что делать в итоге? – на этот вопрос ответить можно только, сделав первый шаг – начать обучать и дополнять базу знаний по обучению.

Как учиться - Игорь Манн
Как учиться - Игорь Манн

Самое сложное в обучении это будет правильно понять суть знаний и применить их потом на практике, но об это уже другая история.

Телеграм-канал: https://t.me/BSTalks - О бизнес-системах в беседах по душам