Найти тему
Сказы Истории

Сююмбике – красносолнечная ханум

Ее жизнь окутана легендами и тайнами, ее судьба тесно связана с падением Казанского ханства, во главе которого она стояла в 1552 году как мать наследника казанского престола. Ее имя и прекрасный образ целых пять веков вдохновляет художников и поэтов.

Пленённая царица Сююмбике, покидающая Казань. Василий Худяков (1870)
Пленённая царица Сююмбике, покидающая Казань. Василий Худяков (1870)

Ногайская принцесса Сююмбике — мать наследника казанского престола, правительница Казанского ханства, жена казанских ханов Джан-Али, Сафа-Гирея, Шах-Али, дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Едигея – в этих ипостасях она вошла в нашу историю, став символом огромной эпохи.

Точная дата рождения Сююмбике неизвестна, около 1520-х годов. В Казань ее привезли в возрасте примерно 12 лет, чтобы выдать замуж за правителя ханства Джан-Али, только что достигшего совершеннолетия. Этот союз был заключен по политическим соображениям и для Сююмбике он оказался неудачным, отношения между супругами не сложились, детей в браке не было.

Сююмбике неоднократно писала отцу с просьбой забрать ее обратно в ногайскую степь, жаловалась, что муж злой и грубый. Бий Юсуф, понимая всю сложность ее положения, настаивал на низложении Джан-Али, что и произошло в 1535 году.

25 сентября 1535 года он был убит при невыясненных обстоятельствах, и на трон вступил Сафа-Гирей, сын крымского царевича Фетих Герая, в 13 лет уже всходивший на казанский престол, но после дворцовых интриг вынужденный бежать к хану Мамаю.

В 1536–1537 годах, воспользовавшись междоусобной борьбой в Москве, Сафа-Гирей организовал поход на Русь. Его войска осаждали Нижний Новгород, Балахну, Муром.

Сююмбике стала его пятой женой, но, несмотря на это, их брак был счастливым: «красносолнечная ханум была любимее первых жен». Сююмбике отвечала взаимностью своему супругу и спустя положенное время родила хану наследника — сына Утямыш-Гирея.

«…была та царица очень хороша лицом и умна, так что не было ей равной в Казани по красоте среди женщин и девиц, да и в Москве среди русских — дочерей и жен боярских и княжеских» - писали о ней.

Картина  художника Дементьева. Существует версия, что он переписал работу с более раннего, чуть ли не прижизненного оригинала. Однако некоторые историки серьезно сомневаются, что на портрете рядом с казанской правительницей изображен именно ее сын. Потому что на ребенке женская одежда и украшения. Существуют предположения, что на полотне изображена приемная дочка Сююмбике. Хотя для того времени было типичным одевать мальчиков в женское платье, так как считалось, что это может уберечь их от смерти.
Картина художника Дементьева. Существует версия, что он переписал работу с более раннего, чуть ли не прижизненного оригинала. Однако некоторые историки серьезно сомневаются, что на портрете рядом с казанской правительницей изображен именно ее сын. Потому что на ребенке женская одежда и украшения. Существуют предположения, что на полотне изображена приемная дочка Сююмбике. Хотя для того времени было типичным одевать мальчиков в женское платье, так как считалось, что это может уберечь их от смерти.

Счастье супругов длилось 14 лет. В 1549 году Сафа-Гирей умирает при невыясненных обстоятельствах. Историки расходятся во мнении о причине его гибели в расцвете сил — ему было не больше сорока лет. Николай Карамзин пишет, что он «пьяный убился во дворце», на что другие историки утверждают, что хан умер в бане, во время купания ударившись «во умывальный теремец главою своею». Так Сююмбике стала вдовой во второй раз и горько оплакивала смерть любимого мужа. Однако при помощи воеводы крымских гвардейцев Сафы-Гирея Улан Кучака она стала регентшей при трехлетнем царевиче Утямыше.

За короткий период правления она провела ряд реформ, освобождающих крестьян, мелких ремесленников и торговцев от высоких налогов, взяла на себя содержание мечети, при которой был погребен ее супруг.

Чуть более двух лет продолжалось правление народной любимицы - с весны 1549 до середины 1551 года. Далее судьба ее до конца не изучена, но существующие факты доказывают, что счастливая звезда ее закатилась. По мнению большинства историков, дальнейшая судьба ее и Утямыша была крайне трагичной.

Во время осады Казани ее выдали местные правители. В Патриаршей летописи об этом говорится, что мурзы послали к воеводам «бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленити их не велел, а дал бы им на царство царя Шигалея (Шах Али), а Утемыш-Гирея царя государь к собе взял и с материю Сююнбика-царицею»...

Плененной царице дали десять дней на сборы. Она смогла попрощаться с могилой Сафа-Гирея, со своим народом, после чего вместе с сыном и всей казанской казной отправлена в Москву в распоряжение Ивана Грозного. Ее отец хан Юсуф стал союзником Ивана IV.

Казань прощается с царицей Сююмбике
Казань прощается с царицей Сююмбике

В Москве бывшую царицу Сююмбике спешно выдали замуж — за московского ставленника, касимовского хана Шаха Али. Единственного сына Утямыша забрали от матери, чтобы воспитать его в соответствии с требованиями московских правителей. Его крестили в Чудовом монастыре и дали новое имя — Александр Сафагиреевич, после чего он остался жить при царском дворе.

Сююмбике же последовала в город Касимов (Рязанская область) за новым мужем. Там она окончила свои дни в горькой печали и муках. Дело в том, что брак был более чем неудачным. Некоторые историки характеризуют Шаха Али как «урода-правителя и урода-человека». О ее страданиях можно судить по тому, что отец Сююмбике князь Юсуф пошел на отчаянный шаг и неоднократно писал письма Ивану Грозному с просьбами вмешаться в жизнь супругов. С гневом и обидой в этих посланиях говорится, что «Шах Али замучил ее до смерти».

Едва достигнув сорокалетия, Сююмбике скончалась. Детей в новом браке не было. Утямыш-Гирей пережил мать на девять лет и умер в 1566 году в двадцатилетнем возрасте. Его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Как, когда именно и где похоронена сама Сююмбике, неизвестно. Однако в последнее время историки склоняются к мысли, что могила ее находится в Касимове. При раскопках в мавзолее, который выстроил для себя Шах Али и там же был похоронен, найден безымянный могильный камень. Вполне возможно, что это и есть последнее пристанище прекрасной казанской царицы...

Башня Сююмбике в Казани. Фото автора.
Башня Сююмбике в Казани. Фото автора.

В центре Казани возвышается дозорная (сторожевая) башня Казанского кремля, возведенная в XVII веке. До XIX века она именовалась как "проездная башня оберкомендантского дома со шпицем". Относится к «падающим» башням с отклонением шпиля от вертикали 2 метра. Для горожан это древний символ Казани, обросший легендами и сказаниями о прекрасной Сююмбике,

Всем гостям Казани обязательно рассказывают красивую легенду о том, что пленившись красотой казанской царицы русский царь Иван Грозный предложил ей стать его женой и объединить Русское царство и Татарское ханство.

Сююмбике гордо отказалась, чем оскорбила царя, и он пошел войной на Казань. В результате предательства местной знати столица Казанского ханства пала, а царица попала в плен. Схитрив, она согласилась стать женой Ивана Грозного, но при условии, что он за 7 дней построит в Казани красивую башню.

Работа началась, мастера возводили в день по одному ярусу. Ровно за неделю работа была окончена. Принимая башню царица Сююк поднялась на самый верх, посмотрела на любимый город, на Волгу, простилась с родными и бросилась вниз головой, чтобы не доставаться нелюбимому.

Но это только красивая легенда. Царь Иван Грозный в это время был счастливо женат на Анастасии Романовне, да и башня была построена столетие спустя.

Необычные легенды, загадки и архитектура башни Сююмбике привлекает многих туристов, и каждый хочет взглянуть на нее и слегка приоткрыть завесу ее тайны.