Год назад музыку не хотелось слушать совсем, но мантрой в голове надрывный голос сам по себе выводил по кругу: «Покончив собой уничтожить весь мир! Вечность пахнет нефтью!».
В годовщину сами знаете чего, вспоминаю один из самых мрачных шедевров «Гражданской Обороны».
Настроение работы - Апокалипсис, который разразится с минуты на минуту. Особенно жутко, что эта работа создавалась накануне распада СССР и в ней Летов, не предавался эйфории от наступления свободы, как большинство героев советского рока. Он уже смотрел за горизонт, предвидя весь последующий мрак и оценивая все не сиюминутной, но экзистенциальной мерой.
Тот исторический момент, где мы с вами сейчас - это по-прежнему то «Русское поле экспериментов», а страшный эксперимент, увы ещё продолжается. Точно также, как до сих пор «все идёт и идёт по плану», а «дурачок ходит по лесу, ища глупей себя». Это о нас, о России и о порочном круге, из которого мы уж век никак не выйдем.
Центр альбома - безусловно эпический шаманский 15-минутный одноимённый номер. По словам Летова, «РПЭ» - его «высший уровень КРУТИЗНЫ» и впоследствии он мог лишь достигать той же планки с последующими работами.
Но несправедливо будет сказать, что весь альбома вертится лишь вокруг заглавной песни. Здесь ряд очень важных Летовских нетленок - «Вершки и корешки», «Бери шинель (Like a Rolling Stone)», «Непонятная песенка», «Лоботомия», да «Заплата на заплате» в конце концов.
Также, немного в тени «Русского поля» находятся и 3 других альбома серии. И если «Война» - действительно сборник того, что оставалось от основных блюд, то «Здорово и вечно» и «Армагеддон Попс» по уровню накала лишь совсем чуть-чуть уступают «РПЭ».
Важно отметить - в отличие от более ранних альбомов 1985-1988 годов («Поганая молодёжь», «Мышеловка», «Так закалялась сталь» и др.), звук на серии альбомов 1989 года не просто лоу-файный и гаражный. Он давящий, тяжёлый и максимально некомфортный. Я старый поклонник Летова, но сейчас после прослушивания всей серии за раз, чаще всего у меня болит голова (в отличие от более легких и «радостных» ранних альбомов).
И важная ремарка относительно контекста канала - именно серия альбомов 1989 года, к которым относится «РПЭ», уже окончательно стала ассоциировать Гражданскую Оборону не с панком, а с пост-панком (здесь также сильны элементы шугейза, индастриала, нойз-рока). За ней последовали и «Прыг-Скок», и «100 лет одиночества», и «Солнцеворот» с «Невыносимой легкостью бытия», которые этот вектор лишь укрепили. Впрочем и сегодня куча людей записывает ГО в «панк-рок».
Кстати, кто не знал - после первого публичного выступления ГО на Новосибирском рок-фестивале 1987 года, по стране стала ходить фраза: «панк-рок в СССР существовал ровно 20 минут - во время концерта «Гражданской Обороны» в Новосибирске. Все остальное - это уже постпанк»!
После написания этих слов, пойду и переслушаю этот великий и страшный альбом (а может даже всю серию 89 года!). А вы просто помните, что «будет Новый день»!
А какой альбом Летова ваш самый любимый? Пишите в камменты!
Читать еще:
"Тоталитаризм": Идеальный альбом для входа в мир Летова https://dzen.ru/a/ZBGwTipkCAtW1cdb?share_to=link
"Хорошо!!": Самая интригующая обложка "Гражданской Обороны" https://dzen.ru/a/ZBIhdBqSrR_k3xhc?share_to=link
"Красный альбом" Летова, который не про коммунизм https://dzen.ru/a/ZBLDwHM6l2W2b9Bz?share_to=link
"Поганая Молодежь": Самый беззаботный альбом "Гражданской Обороны"
https://dzen.ru/a/ZAisIBsweh5TWGsJ?share_to=link
ТОП альбомов Летова (от лучшего к худшему») по версии Серцельва https://dzen.ru/a/ZBW0a1GTnwcBBvsE?share_to=link