Как сэкономить на зимнем Байкале, мы с вами уже выяснили. Теперь планируем поездку на лето. И давайте вот без этих "эксклюзивных авторских" маршрутов, которые на поверку - максимально стандартные.
На этот раз собираем поездку сами и смотрим самые красивые окрестности озера.
В идеале мой летний маршрут лучше делать на машине. Но если вы, как и я, не держали руль в руках, то и на этот случай все предусмотрено. Тачка не понадобится, но перемещений будет много. И да, не утверждаю, что получится дешево.
А вот и сам маршрут (карта, как всегда, в конце статьи):
Иркутск (1 ночь) – Листвянка (1 ночь) – порт Байкал (проездом без ночевки) – Старая Ангасолка (1 ночь) - Култук (1 ночь) – Аршан (2 ночи) – Слюдянка (1 ночь)* – трекинг на Пик Черского (2 ночи)* – Выдрино (2 ночи) – Танхой (проездом без ночевки) – Култушная (1 ночь) - Улан-Удэ (1 ночь)
*по желанию, ибо сложное
Сначала о главном. Как будем перемещаться:
- из Аршана в Слюдянку- автобус 701 или маршрутка 520, которая до Улан-Удэ (там уточнять, остановит ли водитель на Слюдянке)
Теперь пройдемся по всем этим точкам.
ИРКУТСК
Тут отправная точка нашего путешествия к Байкалу и его окрестностям. Отдыхаем после перелета, гуляем по местным достопримечательностям, например:
- 130-ый квартал (реконструированный уголок Иркутска с гастро-заведениями на любой вкус);
- верхняя набережная Ангары (шикарный вид на Иркутскую ГЭС);
- бульвар Гагарина (рядом - красивое здание краеведческого музея);
- живописные острова Конный и Юность (здесь находится длинная Детская Восточно-Сибирская железная дорога, а еще можно прокатиться на колесе обозрения, наслаждаясь закатом над городом);
- нижняя набережная Ангары с триумфальной аркой «Московские ворота».
Если вы в Иркутске не впервые, то без проблем найдете другие менее примелькавшиеся и интересные места.
ЛИСТВЯНКА
Естественно, зайдем в Байкальский музей и обязательно с экскурсией. Билеты берем заранее, чтобы потом не было мучительно больно. Здесь расскажут об истории и особенностях Байкала, погрузят на дно озера на батискафе, а под занавес вы надолго залипнете на двух фотогеничных нерп в бассейне, обещаю.
После этого появится желание забежать в местный нерпинарий. Если жалко денег, лучше посетить данное заведение в Иркутске, там почти в два раза дешевле.
Обязательно поднимемся до камня Черского - пешком или на канатке за денежку. Оттуда открывается бомбезный вид на Байкал и исток единственной вытекающей из него реки Ангары. Если останется время, имеет смысл заглянуть в Байкальскую астрофизическую обсерваторию и попробовать разглядеть солнце во всех подробностях и деталях.
Далее ночуем, чтобы на следующее утро прибыть в Порт Байкал с причала "Рогатка". Если уехать самым ранним паромом (на 8:15), то можно успеть дойти 5 километров по путям до первого туннеля КБЖД. Далее либо возвращаемся пешком, либо пользуемся ближайшей жд-станцией Серебряный ключ.
ПОРТ БАЙКАЛ
Отсюда мы начнем свое покорение Кругобайкальской железной дороги (КБЖД), которая когда-то являлась частью Транссиба. Но когда пришло время проводить капитальный ремонт этого участка пути, оказалось, что дешевле построить новый путь по Олхинскому плато. А спустя некоторое время из-за строительства Иркутской ГЭС вовсе пришлось разобрать и затопить участок пути Иркутск-Порт Байкал. В общем, круг в итоге не сошелся, а ветвь местного развития ж/д стала тупиковой.
Тот пирс, на который паром прибывает из Листвянки, тоже раньше выполнял другие функции - был плавучим доком для Байкальской железнодорожной переправы, довольно уникальной (как и сама КБДЖ) технической штуковиной. Трудились на этой переправе один из самых старых ледоколов в мире - "Ангара", который сейчас можно посетить с экскурсией около Иркутской ГЭС, и паром-ледокол "Байкал", который до наших времен не добрался. Поговаривают, что нижняя часть корпуса "Байкала" до сих пор находится на дне истока Ангары, и за нее до сих пор цепляется ДиКаприо, но это не точно😹
Не забудьте сбегать наверх, к старому маяку, который давным-давно направлял в путь пару "Ангара"-"Байкал". Сейчас это всего лишь «осколки» переправы, дожившие до наших лет. Кстати, с еще одним из «осколков» мы познакомимся чуть ближе к концу нашего путешествия.
По пути не забыть:
- насладиться великолепным видом с камня любви (или камня желаний);
- посмотреть на ретро-паровоз, таких на КБЖД еще будет два;
- посетить музей истории КБЖД в отреставрированном к 100-летию дороги здании вокзала (кроме пн и вт).
В Порту Байкал мы не ночуем, а сразу отправляемся дальше по маршруту.
Вообще, если есть желание посмотреть только КБЖД, но не слишком усложнять поездку, то у вас два экскурсионных варианта из Иркутска с возвратом туда же:
- Поехать на электричке с нежным названием "Нерпочка" и не выпендриваться, тем более, что вид будет тот же (главное пошустрее сесть слева к окошечку)
По ходу КБДЖ довольно много мест, где можно остановиться и заночевать: турбазы Лесная сказка, Шарыжалгай, Ангасолка и другие.
СТАРАЯ ПЕРЕЧНИЦА АНГАСОЛКА
Как вы уже поняли, я предлагаю выбрать турбазу Ангасолка. Не Хилтон, конечно, но довольно удобно расположена, чтобы:
- прогуляться по КБЖД в обе стороны до пристроенных к скале галерей (туннелей);
- посмотреть арочный виадук "Ангасольский";
- ощутить все эти ароматы
ванилиу скалы «Птичий базар», где гнездятся серебристые чайки; - познакомиться с довольно печальной историей Хабартуйского тоннеля, где в 40-е годы столкнулись два железнодорожных состава, о чем нам расскажет местная информационная табличка;
Везде ходим аккуратно и смотрим по сторонам, чтобы не встретиться с проходящим поездом (ходят редко, не пугайтесь) или медведями (ходят еще реже, но поговаривают, что иногда забредают).
КУЛТУК
Култук - не самоцель, а промежуточная точка для ночлега. Вечером прибываем из Ангасолки на поезде, спим и с утра уезжаем в Аршан. До автобуса можно забежать на местный рынок или подняться чуть вверх на смотровую площадку у серпантина, главное - следите за временем:-)
АРШАН
Аршан - это бальнеологический и горно-климатический курорт и, на мой, взгляд, жемчужина поездки. Между прочим, название поселка переводится с бурятского как "целебный источник". А ближайшие термальные бассейны есть тут же, в санатории "Аршан" (посетить можно и не проживая в санатории за очень скромную плату) или в поселке Жемчуг. И те, и те выглядят далеко не как Виши, но мы ведь этого и не ждем, правда?:-)
В Аршане отличные цены, так что на местном рынке имеет смысл взять все эти сувениры - кедровые орешки, саган дайля и прочие вкусности.
Но Аршан - это все же не про еду, а про природу. Поэтому куда пойдем:
- Пик любви - хорошо оборудованная тропа со смотровыми площадками, начинается от 500-летней лиственницы (если что, местные подскажут). Поговаривают, что чувства влюбленных будут крепче, если они вместе покорят вершину. Поэтому убедитесь, что с вашим партнером туда поднимаетесь именно вы, а не кто-нибудь более шустрый😂 Тропа ведет не до самого Пика, в какой-то момент начинается необорудованная часть, она не слишком сложная, но смотрите по своим возможностям. В награду за проделанный путь длиной менее 5 км с самой вершины Пика (2120 м) открывается живописный вид на Тункинскую долину с одной стороны и панораму Саянских гор с другой.
- Водопады каньона реки Кыгырга, которых там около 12 штук. Правда, дальше первого мало кто поднимается, если же решитесь - с вас хорошая обувь и физическая подготовка. И чтобы погода была нормальная.
СЛЮДЯНКА
Она нам понадобится только в одном случае - если планируем подниматься на пик Черского, т.к. именно здесь начинается тропа. Большая часть подъема - это, по сути, асфальтированная дорога, а вот дальше уже сложно. Если не чувствуете в себе силы, либо просто не идете дальше, либо смело выкидывайте Слюдянку из маршрута - тут просто нужно будет сделать пересадку (без ночевки) на транспорт до Выдрино.
Если все же решили идти на Пик, вот, чем можно заняться день перед трекингом:
- посетить мыс Шаманский, который является одним из отрогов Хамар-Дабана. На крайнюю точку протоптана тропинка, а сам мыс оборудован небольшой смотровой;
- здание Слюдянского железнодорожного вокзала – между прочим, целиком из белого и розового мрамора (только куски не пытайтесь увезти с собой на память);
- водонапорная башня и паровоз;
- источники с серебряной водой.
Теперь чуть подробнее про сам трекинг на пик Черского - здесь понадобится около 3-х дней. Лучше двигаться в 3 этапа:
- Около турбазы Эдельвейс находится указатель с бурундуком. Отсюда примерно 15 километров по нормальной дороге до метеостанции «Хамар-Дабан» (туда даже Яндекс прокладывает маршрут). Напротив метеостанции - одноименная турбаза, где мы ночуем обе ночи (заранее забронировать ТУТ).
- На второй день от метеостанции до пика чуть более 4 километров в одну сторону, но довольно сложный участок маршрута: узкий с крутыми склонами (люди без подготовки, в т.ч. дети поднимаются, но всё равно предварительно оцените свои силы и экипировку). Возвращаемся обратно и ночуем там же.
- На третий день с утра спускаемся 15 километров до указателя с бурундуком и далее в Слюдянку.
ВЫДРИНО
Тут никаких подъемов больше не будет. Зато будут три теплых озера искусственного происхождения: Сказка, Изумрудное и Теплое. Пешком до озер от Выдрино не очень далеко, тем не менее, по дороге вам будут встречаться телефонные номера такси, которые смогут вас довезти.
Чем тут заняться:
- остановиться на пару ночек на местной турбазе (условия отличные, почти глэмпинг, но подороже, чем я писала ТУТ)
- лежать, купаться, загорать и кушать
- подняться на небольшую гору Шапку Мономаха (не сложно)
ТАНХОЙ
Хоть мы тут и проездом, но обязательно забежим в крутой Визит-центр Байкальского заповедника. Внутри:
- много небольших современных интерактивных экспозиций, рассказывающих о природе Байкала, истории освоения этой территории
- диорама ледовой переправы - когда прямо по льду Байкала прокладывали железнодорожные пути
- парочка соболей в огромных вольерах
Рассчитывайте провести тут час-полтора + примерно столько же времени на дендрологическую тропу.
А еще на забудьте заглянуть в Историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа» в непосредственной близости от останков причала для ледоколов Ангара-Байкал.
КУЛТУШНАЯ (ЗАЛИВ ПОСОЛЬСКИЙ СОР)
Посольский сор - популярное место у туристов. Тут красивые виды, теплая вода, песчаные пляжи и всяческая досуговая инфраструктура. А еще - роскошная песчаная коса. Правда, из Култушной до нее добраться получится только вплавь. Зато можно просто посмотреть.
УЛАН-УДЭ И ОКРЕСТНОСТИ
Тут наш маршрут будет завершаться. Что, например, посмотреть:
- знаменитая гигантская голова Ленина
Ночуем и на следующий день с утра едем домой.
Пара советов, если планируете ехать на автомобиле:
- Между Иркутском и Байкалом находится безумно красивый Култукский тракт с серпантином, где можно сделать огромное количество потрясающих фотографий. Непосредственно перед Култуком горячо рекомендую заехать в кафе «Байкальский серпантин». Да, стоит обратить внимание на разметку при выезде далее в Култук – двойная сплошная явно там лишняя.
- На 62 км Култукского тракта находятся довольно высокие скальники Фараон и Клеопатра. Для этого нужно будет отойти примерно 15-20 минут от трассы. На вершину можно спокойно забраться без специального оборудования.
- В Култуке около КБЖД есть парковка, где можно оставить свой автомобиль, взяв с собой необходимые вещи. Если не захотите посещать порт Байкал, то можно доехать до станции Темная Падь. Там можно договориться с дежурным по станции (находится в административном здании) и оставить за небольшую плату тачку на охраняемой стоянке. Оттуда где-то за час дойти пешком до Старой Ангасолки.
И, конечно, карта маршрута: