Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Об американских донных минах, на которых подрывались корабли наших десантов в Корее

О подобных изобретениях немцев и как они взрываются до последнего времени в Севастополе, я писал 5 лет назад в одной из первых своих статей. Очень рекомендую прочесть, ссылка в конце.

А вот недавно, читая о нашем десанте 1945 года в корейский Сейсин (он же Чхонджин), наткнулся на упоминание об американских, и решил разобраться поподробнее.

Для начала об американской операции Starvation (Голод). Как всем известно™, к октябрю 1943 года Япония импортировала 80% нефти и её производных, 88% чёрных металлов, 24% угля вообще и 90% угля коксующегося, 30% продовольствия, и всё это по морю. Нарушить эти линии снабжения было делом первостепенной важности, в том числе и применением морских мин, но, например, донные мины, наиболее трудно извлекаемые, стали массово поступать на вооружение авиации и флота США в 1944 году.

Так что операция эта началась только весной 1945 года. Американцы подошли к мероприятию с обычной для них основательностью. Бомбардировщики "Б-29" 313-го бомбардировочного полка были переоборудованы именно для постановки мин. Лётным экипажам затем было предоставлено от четырех до восьми тренировочных полетов, включающих пять заходов на посадку с помощью радара в каждом полете и сброс учебной мины в последнем полете.

27 марта началось минирование основных маршрутов перевозок. Для начала сбросили 1000 мин, а потом дело было поставлено на конвейер. всего было совершено 1529 боевых вылетов и установила 12 135 мин. Каковы итоги?

Японцам пришлось отказаться от 35 из 47 основных маршрутов конвоев. Например, грузоперевозки через Кобе сократились на 85%, с 320 000 тонн в марте до 44 000 тонн в июле. Операция «Голод» за последние шесть месяцев войны потопила больше кораблей, чем усилия всех других сил, вместе взятых. При этом было потеряно только пятнадцать B-29. В свою очередь мины потопили или повредили 670 судов общим водоизмещением более 1 250 000 тонн. И американцы впоследствии сокрушались, что не прибегли к такому методу борьбы раньше, что сильно бы ускорило окончание войны. На снимке подготовка этих мин к загрузке в самолёт:

-2

Б-29 производит минную постановку:

-3

Постановка могла осуществляться и с других самолётов:

-4

Как устроена мина Мк-25 и её клон Мк-26?

-5

Общий вес 900 кг, из них на взрывчатку приходится 508 кг (TNT) или
578 кг (HBX). Взрыватели были различных типов - акустические, магнитные, гидродинамические или их комбинации. Часовой механизм включения боевой схемы запускался при достижении миной глубины 4.5 м.

Время включения боевой схемы могло быть 1) от 3 часов (также была возможность уменьшить время задержки до 8 мин вместо 3 часов) или от 3 до 100 дней; 2) 0.5-10, 10-100 дней.

Механизм кратности: от 1 до 9 срабатываний, т.е. можно было установить, сколько целей мина пропустит до того, чтобы взорваться. Делалось это для того, чтобы их нельзя было заставить сработать, неоднократно прогоняя над ними малоценные плавсредства.

Глубина постановки от 9-30 метров против надводных кораблей до 120 против подводных лодок. Мина оставалась боеспособной в течение 250 дней. Радиус срабатывания гидродинамического взрывателя 45 метров, по другим данных не нашёл.

Как выяснилось позже, такими минами минировались и порты на побережье Кореи. И выяснилось это следующим образом. В американской статье о советском десанте в Сейсин упоминается, что 15 августа от этих мин получили повреждения два наших корабля, а на следующий день получили сильные повреждения ещё два. Американский автор Чарльз Стефенсон меланхолично замечает, что информацию об этих минных постановках США передали "советам" только 21 августа, когда десант свои задачи давно решил.

-6

Меня заинтересовало, а какие же корабли подорвались на этих минах? Сразу уточню, что никаких фатальных результатов от этих взрывов не было, что удивительно, учитывая вес взрывчатки в их боевых частях.

В статье Владислава Гончарова об этом десанте упоминаются два: Между 5:30 и 6:02 16 августа транспорты «Ногин» и «Дальстрой» подорвались на магнитно-акустических минах, выставленных американской авиацией. Однако мощность мин была столь мала, что повреждения оказались незначительными и не помешали начать разгрузку. Десантные суда разгрузились к 9 часам, личный состав с транспортов удалось выгрузить к полудню, а выгрузка техники затянулась до 18 часов.

Начал искать что-либо об этих судах. Выяснилось, что было по крайней мере два "Ногина". Первый действовал на Чёрном море. В январе 1942 года был потоплен во время Керчь-Феодосийской десантной операции прямо у причала немецкой авиацией. Но к тому моменту десант был уже на берегу, никто не погиб. Его подняли только в октябре 1944-го и поставили в ремонт.

А вот на Дальнем Востоке второй "Ногин" был поставлен американцами в рамках Ленд-Лиза в 1942 году, хотя построен он был ещё в 1919-м, кстати, именно как военный транспорт под названием Eldridge.

Так он выглядел на тот момент:

-7

А поскольку наше государство добром не разбрасывалось, то он прослужил в советском торговом флоте до октября 1957 года:

-8

"Дальстрой" был построен в Нидерландах в 1918 году под названием "Almelo". В 1935 году он был куплен СССР, назван именем сталинского наркома Ягоды и отправлен на Дальний Восток. После того, как ягода оказался врагом народа, судно получило название "Дальстрой". В годы войны:

-9

В мирное время:

-10

Под этим именем оно дожило до последнего своего дня, а день этот был ужасен. 24 июля 1946 года в порту Находки "Дальстрой" стоял под погрузкой. Техника, пшеница, около 750 тонн аммонита были уже на борту, и продолжалась погрузка тротила, а в другой трюм аммиачной селитры. Возник пожар, судно разнесло на части. Погибло 105 человек, а порт развалило так, что поток грузов и заключённых для Колымы был перенаправлен в Ванино.

А в статье Станислава Сахончика даётся полный расклад наших потерь от американских мин: У порта Расин (Нанджин) было поставлено 420 американских мин, у порта Сейсин – 208, у Сейкосин - 19 и у Гензан (Вонсан) – 139 мин, причём у Гензана последняя постановка была проведена 11 августа 1945г.

9 августа у Расина на минах повреждены два торпедных катера типа «А-1» (погибло 4 и ранено 5 человек). 14 августа у Расина на мине подорвался и был повреждён тральщик «Т-279 (погибло 2 и ранено 27 человек). 15 августа на минах подорвались: у Сейсина   тральщик «Т-280», у Расина   транспорты «Сучан», «Камчатнефть» и танкер «№ 1».
 16 августа у Расина погиб на мине торпедный катер «ТК-565» (погибло 4 и ранено 10 человек), там же подорвались и получили повреждения пограничный катер типа МО-4 – «ПК-42», и тральщик «Т-281», вторично   транспорт «Сучан». У Сейсина подорвались и были повреждены транспорты «Ногин» и «Дальстрой». 19 августа у Сейсина на мине подорвался и погиб гидрографический моторный катер (1 член экипажа погиб и 1 ранен). 23 августа у Гензана подорвался тральщик «Т-277» (ранено 12 человек). 26 августа у Расина в третий раз подорвался транспорт «Сучан».
 После окончания войны флот продолжал там нести потери - погибли ГИСУ «Партизан» и гидрографический катер «ГОК-22» у Гензана. Тральщиками Тихоокеанского флота для обеспечения судоходства у корейских берегов пришлось пройти с тралами 16769миль, а с учётом бомбометания – 26500миль, сбросить 21372 глубинные бомбы для уничтожения 416 мин: у порта Расин – 184, Сейсин – 90, Сейкосин – 4 и у Гензан – 138 мин.

А здесь упомянутая выше статья о детище сумрачного германского гения, мине типа LMB — Luftwaffe Mine B. Её за 5 лет прочитали 147 000 человек.

................................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь