Что бы там не говорили, но без преувеличения великая русская литература появилась на свет вместе с принятием Русью христианства, которое принесло на Русь и письменность, созданную специально для славянских языков святыми Кириллом и Мефодием, и книжную традицию. Вплоть до XVII века русская литература развивалась под сенью православной Церкви, а первыми профессиональными литераторами были, соответственно, духовные лица, священники и монахи и самым известным из первых русских литераторов является монах Киево-Печерской лавры Нестор, который приобрел сию известность во многом благодаря летописной "Повести временных лет", хотя это и не единственное его творение.
О мирской жизни одного из первых русских литераторов доподлинно ничего неизвестно, только Василий Татищев в своей "Истории Российской" вынес предположение, что Нестор-летописец был выходцем с Белого озера и пострижен в монахи в период игуменства архимандрита Стефана (1074-1078), который рукоположил его в дьяконы и наложил послушание в виде литературного труда, с которым Нестор справился превосходно, так, именно его перу принадлежат жития святых Антония и Феодосия Печерских, а также святых Бориса и Глеба, ныне включенных в программу средней школы, но истинную славу ему принес летописный труд, вокруг которого до сих пор больше вопросов, чем ответов.
Строго говоря, как всякий приличный монах, святой Нестор никогда не подписывал своих творений, о том, что именно он является автором житий первых русских святых, стало известно благодаря Патерику (сборнику рассказов о деяниях монахов) Киево-Печерской лавры, написанному уже в XVII веке, а об авторстве "Повести временных лет" стало известно благодаря тому, что его имя было поставленно в заглавие Хлебниковского списка XVI века, что заставило усомниться в его авторстве, хотя уже в наше время литературоведческий анализ доказал, что жития святых Антония, Феодосия, Бориса и Глеба и "Повесть временных лет" были написаны одним и тем же человеком, а имеющиеся различия обьясняются редакторскими правками, накопившимися за столетия. Значение "Повести временных лет" для истории и культуры славянских народов огромно, не случайно Карамзин называл Нестора "отцом русской истории", а под именем Нестора-летописца Печерского его почитают и в Римско-католической церкви.
Бескорыстный и самоотверженный труд монаха Нестора был по достоинству оценен и современниками, и потомками. В 1661 году Нестор-летописец был причислен к лику святых в чине преподобных, а в 1763 году была составленна служба святому Нестору и открыты его мощи, до сих пор почивающие в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.