В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали — воде и небу брат.
Ладья воздушная и мачта недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.
Нам четырех стихий приязненно господство;
Но создал пятую свободный человек.
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно-построенный ковчег.
Сердито лепятся капризные Медузы,
Как плуги брошены, ржавеют якоря,
И вот разорваны трех измерений узы
И открываются всемирные моря!
Эпиграфом и отправной точкой публикации о символе русской морской славы и доблести - Адмиралтействе - явилось это стихотворение, принадлежащее перу русского поэта и прозаика Осипа Эмильевича Мандельштама. В нем автор выражает признательность людям, создавшим на берегах Невы памятник архитектуры русского классицизма и колыбель русского флота.
5 (16) ноября 1704 года в городе, названном честь святого апостола Петра - Санкт-Петербурге, состоялось событие, оставившее свой след на века в истории государства Российского, а именно, была заложена судостроительная верфь или Адмиралтейский дом - так трактовал ее название сам Петр I. Верфь, построенная первым Императором Всероссийским, стала основой зарождения флота нашей страны, развития ее судостроения и морского могущества.
И сразу еще об одном символе, кораблике-флюгере, что высится на шпиле Адмиралтейства. Так сложилось, что многие годы кораблик является символом Санкт-Петербурга, его достопримечательностью, наравне с ангелом на вершине Петропавловского собора. Так вот, первый кораблик появился в 1719 году, изготовил его голландский плотник Харман ван Болос совместно со своими русскими плотниками. Простоял этот флюгер почти сто лет, в 1815 его заменили в ходе ремонтных работ на новый, который, в свою очередь, украшал шпиль Адмиралтейства до 1886 года.
С тех пор и по сей день мы видим третий кораблик на шпиле, однако и он несколько раз проходил реставрацию, впервые в 1928-1929 годах, затем в 1977 году - пришли в негодность крепления, да и сам флюгер пострадал от бомбежек во время войны 1941-1945гг, наконец в 1979 году, после двух лет реставрации шпиля и замены механизма вращения флюгера, символ и поныне радует глаз жителей и гостей города.
В Гатчине, в Центральном военно-морском архиве хранится тот самый исторический документ - чертеж Адмиралтейской судостроительной верфи, выполненный лично Петром I. Согласно плану, "Адмиралтейский дом" представлял собой П-образное сооружение, состоящее из нескольких зданий. В каждом из них располагались мастерские: канатная, мачтовая, парусная, кузня и, конечно, сами стапели для сборки судов, как крытые, так и закрытые, так называемые элленги.
Создавая в устье Невы город и судостроительную верфь, Петр I понимал, что в противостоянии с Карлом XII в Северной войне необходимо обезопасить строящийся Адмиралтейский дом. Учитывая этот фактор, были выполнены дополнительные работы по усилению Адмиралтейства: для хорошего обзора все пространство вокруг было очищено от деревьев; для защиты от неприятеля по всему периметру адмиралтейства вырыты рвы, а перед стенами зданий образована земляная насыпь. Кроме того, были построены пять бастионов, а вдоль стен установлены колья-рогатки. К 1706 году Адмиралтейство превратилось в крепость и выполняло несколько функций: управление флотом, судостроения и обороны.
Шли годы, Петербург строился и развивался. Наспех построенное Адмиралтейство требовало изменений, так, еще при Петре Великом мазанковые мастерские заменили на каменные, а в 1717 году от Главного Адмиралтейства до Новой Голландии был прорыт канал, соединяющий морские склады и верфь. По воде доставлялся корабельный лес и все необходимое для постройки судов.
После смерти Петра I, работы по реконструкции и перестройки Адмиралтейства продолжились с новой силой. В 1727 году главным архитектором Адмиралтейства назначен Иван Кузьмич Коробов, один из первых «пенсионеров» Петра I. Царь лично распорядился направить талантливого юношу в Голландию на стажировку и обучение архитектурному ремеслу. Помимо многих работ в Петербурге, Иван Кузьмич принимал участие в реставрации Киево-Печерской лавры, Софийского собора, стен и башен Московского Кремля и т.д.
А теперь о роли Коробова в реконструкции Главного Адмиралтейства. Сразу по прибытии из-за границы после обучения, талантливый архитектор разработал план перестройки обветшавших зданий и территории вокруг верфи. Работы шли поэтапно, к 1732 году завершилось основное строительство каменных двухэтажных зданий, а к 1738 году под руководством Коробова построено основное здание с 72-х метровой башней, ставшей основой всей композиции застройки Главного Адмиралтейства.
Население Петербурга к началу XIX века насчитывало 220 тысяч человек, что в 5,5 раз больше, чем в 1725 году. Росла не только численность горожан, к этому времени сложились целые архитектурные ансамбли площадей и дворцов, а в 1803 году город превзошел столетний рубеж со дня основания. Да, к этому времени сооружения Главного Адмиралтейства не гармонировали с блистательной окружающей обстановкой, ведь Адмиралтейство стало центром застройки всей исторической части города. И, вот, спустя 70 лет, вновь началась перестройка.
В 1801 году, вступив на престол император Александр I начал проводить реформы государственно-политического устройства России. Коснулись они и Морского ведомства, теперь оно было преобразовано в Морское министерство. А в 1805 году император назначает на должность главного архитектора Морского ведомства русского архитектора Андреяна (Адриан) Дмитриевича Захарова. Перестройка здания Главного Адмиралтейства явилась первым проектом Захарова на новой должности. Конечно, центральная башня с позолоченным шпилем и корабликом стали уже к тому времени привычным и узнаваемым символом и доминантой центра города. Полностью перестраивая все корпуса и здания Адмиралтейства Захаров сохранил башню и "адмиралтейскую иглу", так, с легкой руки А.С. Пушкина, вошло в обиход такое название шпиля.
Работая в течение ряда лет, Захаров провел кардинальную перестройку: Адмиралтейство лишилось бастионов, наружного канала; сохранившаяся с небольшими видоизменениями центральная башня дополнилась арочными павильонами, выходящими на Неву; в одну линию с Зимним дворцом на 407 метров растянулся фасад Адмиралтейства, при этом остался неизменным общий принцип планировки и композиции П-образного здания.
Нельзя не отметить, что Захаров щедро украсил фасады Адмиралтейства многочисленной лепниной и скульптурами. Так, на центральном здании по бокам от въездной арки на постаментах расположены скульптурные изображения морских нимф, держащих земную и небесную сферы. Изготовил эти живописные объемные группы мастер монументальной и декоративной скульптуры Феодосий Федорович Щедрин. Выше скульптур, над аркой парят фигуры крылатых Слав со скрещенными победными знаменами. На парапете башни расположились четыре фигуры древних героев, а каждую сторону ионической колоннады венчают в общей сложности 28 статуй.
В скульптурном убранстве воплощена идея могущества морского флота России. В итоге, Адмиралтейство со своим парадным фасадом, насчитывающим, на тот момент, 56 больших скульптур, 11 крупных рельефов, 350 лепных украшений удачно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом. Однако, во второй половине XIX века скульптурный ансамбль претерпел изменения, количество скульптур уменьшилось на два десятка.
Андриян Захаров создал настоящий шедевр архитектуры русского классицизма. Работа над проектом Главного Адмиралтейства и его воплощением в жизнь - главный труд архитектора, он не жалел себя работал день и ночь над своим детищем. Как сейчас говорят, он "сгорел" на работе, скончался выдающийся зодчий в 50 лет, так и не успев закончить свое гениальное творение... Cтроительство кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось с 1704 по 1844 годы, за это время было спущено на воду около 260 судов.
На сегодня всё! Спасибо, что уделили время и досмотрели до конца, надеюсь вам понравилось! С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки, пишите отзывы!