Как селлеру на маркетплейсе систематизировать свой бизнес и вырасти от 2 до 10 раз? За 4 шага внедрить систему управления бизнесом, о которой расскажем дальше. Рекомендуем ее даже небольшим организациям со штатом 3-4 сотрудника.
Что мешает расти бизнесу селлера на маркетплейсе?
- «Операционка». Когда владелец бизнеса погружается в рутину, у него не остается времени на развитие бизнеса. Несколько часов в день уходит на «дожим» задач: обсудить, проконтролировать, довести до завершения.
- Отсутствие системы коммуникаций. Это та ситуация, когда задачи обсуждаются в разных мессенджерах, идеи теряются и не реализовываются.
- Управление в «ручном» режиме. Не видно ошибок в системе, невозможно их быстро выявить и исправить.
- Отсутствие регламентов. Или регламенты есть, но уже год как не актуальные. Когда в компанию приходит новый сотрудник, компания тратит много ресурсов на его обучение и адаптацию.
- Низкая продуктивность. Сотрудники отвлекают друг друга по мелочам, из-за этого общая эффективность сильно снижается.
И знаете, как много при этом теряет владелец?
У него могут быть правда хорошие идеи, команда специалистов и понимание, как увеличить прибыль. А реализовать идеи не получается. Вылечить эту «болезнь» можно с помощью систематизации бизнеса за 4 этапа.
Этап 1. Создать структуру компании
В несистемных организациях задачи привязывают к должностям или конкретным людям. Почему это далеко не идеальный вариант? Потому что мы не сможем безболезненно заменить сотрудника в случае увольнения.
А как лучше?
Описать деятельность предприятия лучше по функциям. Посмотрим пример: это оргсхема в системе РУС «Квант»:
Если вы продаете товары на маркетплейсах, у вас, скорее всего, есть такие отделы: аналитики, закупок, маркетинга, склад, менеджмент Wildberries, HR-отдел, финансовый. Это и будут наши функции.
В каждой из них описываем задачи с ожидаемым конечным результатом и ответственными. Например, в функции Аналитика мы укажем: Анализ ниш, Анализ конкурентов, Выбор товара.
Плюс такого подхода очевиден: не меняя структуру организации вы можете заменить сотрудника или перераспределить задачи.
Этап 2. Описать повторяющиеся задачи
Зачем это делается?
До 80% операционных задач, которые выполняются в команде селлера на маркетплейсе, повторяются. Регулярно нужно закупать товар, контролировать остатки, работать с отзывами клиентов т.д.
У них есть цикличность (нужно выполнять, к примеру, раз в день, неделю, месяц).
И как обычно делают во многих компаниях? Раз в день/неделю/месяц сотрудники ставят себе такие задачи вручную. Но иногда какие-то теряются, забываются, уходят на второй план.
«Забыл или забил?»
Рассмотрим на примере. Предприниматель уезжает в отпуск и поручает менеджеру WB ежедневно писать отчет о количестве новых карточек товаров. Сначала задача выполняется, через пару дней забывается, на третий на нее «забивается». Владелец бизнеса при этом не может отдохнуть: он вынужден напоминать, контролировать и ждать ответа.
А решение могло бы быть очень простым: прописать повторяющуюся задачу. Тогда и не забылась бы и не потерялась.
«Как потерять 20 млн. руб., не сделав пару кликов мышкой?»
А вот как. В нише продаж товаров на маркетплейсах нужно отслеживать акции. С одним из наших клиентов случилась не очень приятная ситуация: не успел поучаствовать в акции (а нужно-то было всего сделать пару кликов).
В итоге он потом посчитал и понял, что потерял 20 млн. руб. (!) И, к слову, это не новичок на рынке.
Хотите сберечь свои деньги? Описывайте повторяющиеся задачи, чтобы они выполнялись в 100% случаев.
Этап 3. Подключить коммуникатора
Контроль выполнения задач — не обязанность собственника. Он должен сосредоточить свое внимание и время на развитии бизнеса и увеличении прибыли.
А контроль лучше делегировать коммуникатору.
Это человек, который следит, чтобы все задачи выполнялись вовремя. Если где-то срываются сроки или нарушаются правила коммуникации, он звонит/пишет сотруднику-нарушителю и напоминает об этом.
Если вы будете систематизировать компанию в системе РУС «Квант», вопрос контроля сразу закроется. Мы предоставляем компаниям коммуникатора, чтобы освободить ваше время и внимание.
Задача точно не забудется?
Мы на предыдущих этапах уже составили оргсхему и описали повторяющиеся задачи. Система устроена таким образом, что задача не закроется и не исчезнет, если не поменять статус (а право его менять есть только у тех людей, которых вы назначите).
А если по какой-то задаче вышли сроки, коммуникатор получит уведомление и свяжется с сотрудником, чтобы напомнить о ней. Программа работает как часы.
100% задач выполняются без вашего вовлечения, «сами собой»
Только посчитайте, сколько времени у вас отнимает иногда обычный контроль работы с отзывами:
- посмотреть, есть ли ответы клиентам;
- увидеть, что нет, напомнить сотруднику об этой задаче;
- проверить еще раз через пару часов, увидеть, что ответов все еще нет;
- напомнить повторно;
- зайти еще раз с контрольной проверкой.
Это 1 задача, а сколько таких вы выполняете в течение дня? Вы можете освободить минимум 2 часа в день, если делегируете эту функцию коммуникатору. Представьте, насколько полезно будет высвобожденное время направить на развитие компании.
Этап 4. Внедрить регламенты
А у вас есть регламенты?
В большинстве организаций есть, но...
❌ Они не обновляются. Нововведения нигде не фиксируются, хранятся только в голове у сотрудников, или в разных папках.
❌ Или существуют «для галочки». Рекрутер нанимает сотрудника, он читает регламент по диагонали и подписывает, не вникая.
В итоге сотрудники не знают, как действовать в той или иной ситуации. Компании нужно тратить много ресурсов на обучение и адаптацию новичков.
Как составлять регламенты?
- «Продать» идею их необходимости сотрудникам. Собрать коллектив на совещание, рассказать, как сильно это экономит время. Документы, пароли, инструкции не придется искать в 15 папках.
- Детально прописать. Вы как владелец опишите общие регламенты, а остальные сотрудники пусть подготовят регламенты по своим функциям. «Продажники» — свои, маркетологи — свои, менеджеры — свои и т.д.
- Открыть доступ к ним. Вся информация должна быть в одном месте, в открытом доступе.
- Вовремя актуализировать регламенты. Любые нововведения фиксируйте в систему, вся информация должна быть актуальной.
- Ввести систематическую проверку знаний. Чтобы обучение было продуктивнее, после ознакомления с регламентами должен быть тест.
Наличие актуальных регламентов гарантирует, что информация будет передаваться без искажений.
Тогда новичок будет самостоятельно обучаться и выполнять задачи согласно инструкции. А значит, достигать тех же результатов, что и предыдущий работник.
Итак, если вы пройдете эти 4 этапа, то:
- рутина будет выполняться «сама собой»;
- появится фокус на стратегические задачи;
- процесс фиксации и устранения ошибок ускорится;
- работа сотрудников оголится, со временем станет более результативной.
А самое главное — вы поймете свои точки роста, что поможет вам в перспективе вырасти в 2-10 раз!
Хотите систематизировать свой бизнес?
Оставьте заявку на бесплатную часовую онлайн-экскурсию по системной компании с экспертом. На выходе получите готовый план по систематизации вашего бизнеса.