Найти в Дзене

Систематизация бизнеса на маркетплейсах: 4 шага к росту

Оглавление

Как селлеру на маркетплейсе систематизировать свой бизнес и вырасти от 2 до 10 раз? За 4 шага внедрить систему управления бизнесом, о которой расскажем дальше. Рекомендуем ее даже небольшим организациям со штатом 3-4 сотрудника.

Что мешает расти бизнесу селлера на маркетплейсе?

  1. «Операционка». Когда владелец бизнеса погружается в рутину, у него не остается времени на развитие бизнеса. Несколько часов в день уходит на «дожим» задач: обсудить, проконтролировать, довести до завершения.
  2. Отсутствие системы коммуникаций. Это та ситуация, когда задачи обсуждаются в разных мессенджерах, идеи теряются и не реализовываются.
  3. Управление в «ручном» режиме. Не видно ошибок в системе, невозможно их быстро выявить и исправить.
  4. Отсутствие регламентов. Или регламенты есть, но уже год как не актуальные. Когда в компанию приходит новый сотрудник, компания тратит много ресурсов на его обучение и адаптацию.
  5. Низкая продуктивность. Сотрудники отвлекают друг друга по мелочам, из-за этого общая эффективность сильно снижается.

И знаете, как много при этом теряет владелец?

У него могут быть правда хорошие идеи, команда специалистов и понимание, как увеличить прибыль. А реализовать идеи не получается. Вылечить эту «болезнь» можно с помощью систематизации бизнеса за 4 этапа.

-2

Этап 1. Создать структуру компании

В несистемных организациях задачи привязывают к должностям или конкретным людям. Почему это далеко не идеальный вариант? Потому что мы не сможем безболезненно заменить сотрудника в случае увольнения.

А как лучше?

Описать деятельность предприятия лучше по функциям. Посмотрим пример: это оргсхема в системе РУС «Квант»:

-3

Если вы продаете товары на маркетплейсах, у вас, скорее всего, есть такие отделы: аналитики, закупок, маркетинга, склад, менеджмент Wildberries, HR-отдел, финансовый. Это и будут наши функции.

В каждой из них описываем задачи с ожидаемым конечным результатом и ответственными. Например, в функции Аналитика мы укажем: Анализ ниш, Анализ конкурентов, Выбор товара.

Плюс такого подхода очевиден: не меняя структуру организации вы можете заменить сотрудника или перераспределить задачи.

Этап 2. Описать повторяющиеся задачи

-4

Зачем это делается?

До 80% операционных задач, которые выполняются в команде селлера на маркетплейсе, повторяются. Регулярно нужно закупать товар, контролировать остатки, работать с отзывами клиентов т.д.

У них есть цикличность (нужно выполнять, к примеру, раз в день, неделю, месяц).

И как обычно делают во многих компаниях? Раз в день/неделю/месяц сотрудники ставят себе такие задачи вручную. Но иногда какие-то теряются, забываются, уходят на второй план.

«Забыл или забил?»

Рассмотрим на примере. Предприниматель уезжает в отпуск и поручает менеджеру WB ежедневно писать отчет о количестве новых карточек товаров. Сначала задача выполняется, через пару дней забывается, на третий на нее «забивается». Владелец бизнеса при этом не может отдохнуть: он вынужден напоминать, контролировать и ждать ответа.
А решение могло бы быть очень простым: прописать повторяющуюся задачу. Тогда и не забылась бы и не потерялась.

«Как потерять 20 млн. руб., не сделав пару кликов мышкой?»

А вот как. В нише продаж товаров на маркетплейсах нужно отслеживать акции. С одним из наших клиентов случилась не очень приятная ситуация: не успел поучаствовать в акции (а нужно-то было всего сделать пару кликов).
В итоге он потом посчитал и понял, что потерял 20 млн. руб. (!) И, к слову, это не новичок на рынке.

Хотите сберечь свои деньги? Описывайте повторяющиеся задачи, чтобы они выполнялись в 100% случаев.

Этап 3. Подключить коммуникатора

-5

Контроль выполнения задач — не обязанность собственника. Он должен сосредоточить свое внимание и время на развитии бизнеса и увеличении прибыли.

А контроль лучше делегировать коммуникатору.

Это человек, который следит, чтобы все задачи выполнялись вовремя. Если где-то срываются сроки или нарушаются правила коммуникации, он звонит/пишет сотруднику-нарушителю и напоминает об этом.

Если вы будете систематизировать компанию в системе РУС «Квант», вопрос контроля сразу закроется. Мы предоставляем компаниям коммуникатора, чтобы освободить ваше время и внимание.

Задача точно не забудется?

Мы на предыдущих этапах уже составили оргсхему и описали повторяющиеся задачи. Система устроена таким образом, что задача не закроется и не исчезнет, если не поменять статус (а право его менять есть только у тех людей, которых вы назначите).

А если по какой-то задаче вышли сроки, коммуникатор получит уведомление и свяжется с сотрудником, чтобы напомнить о ней. Программа работает как часы.

100% задач выполняются без вашего вовлечения, «сами собой»

Только посчитайте, сколько времени у вас отнимает иногда обычный контроль работы с отзывами:

  • посмотреть, есть ли ответы клиентам;
  • увидеть, что нет, напомнить сотруднику об этой задаче;
  • проверить еще раз через пару часов, увидеть, что ответов все еще нет;
  • напомнить повторно;
  • зайти еще раз с контрольной проверкой.

Это 1 задача, а сколько таких вы выполняете в течение дня? Вы можете освободить минимум 2 часа в день, если делегируете эту функцию коммуникатору. Представьте, насколько полезно будет высвобожденное время направить на развитие компании.

Этап 4. Внедрить регламенты

-6

А у вас есть регламенты?

В большинстве организаций есть, но...

❌ Они не обновляются. Нововведения нигде не фиксируются, хранятся только в голове у сотрудников, или в разных папках.

❌ Или существуют «для галочки». Рекрутер нанимает сотрудника, он читает регламент по диагонали и подписывает, не вникая.

В итоге сотрудники не знают, как действовать в той или иной ситуации. Компании нужно тратить много ресурсов на обучение и адаптацию новичков.

Как составлять регламенты?

  1. «Продать» идею их необходимости сотрудникам. Собрать коллектив на совещание, рассказать, как сильно это экономит время. Документы, пароли, инструкции не придется искать в 15 папках.
  2. Детально прописать. Вы как владелец опишите общие регламенты, а остальные сотрудники пусть подготовят регламенты по своим функциям. «Продажники» — свои, маркетологи — свои, менеджеры — свои и т.д.
  3. Открыть доступ к ним. Вся информация должна быть в одном месте, в открытом доступе.
  4. Вовремя актуализировать регламенты. Любые нововведения фиксируйте в систему, вся информация должна быть актуальной.
  5. Ввести систематическую проверку знаний. Чтобы обучение было продуктивнее, после ознакомления с регламентами должен быть тест.

Наличие актуальных регламентов гарантирует, что информация будет передаваться без искажений.

Тогда новичок будет самостоятельно обучаться и выполнять задачи согласно инструкции. А значит, достигать тех же результатов, что и предыдущий работник.

-7

Итак, если вы пройдете эти 4 этапа, то:

  • рутина будет выполняться «сама собой»;
  • появится фокус на стратегические задачи;
  • процесс фиксации и устранения ошибок ускорится;
  • работа сотрудников оголится, со временем станет более результативной.

А самое главное — вы поймете свои точки роста, что поможет вам в перспективе вырасти в 2-10 раз!

Хотите систематизировать свой бизнес?

Оставьте заявку на бесплатную часовую онлайн-экскурсию по системной компании с экспертом. На выходе получите готовый план по систематизации вашего бизнеса.