Почему мы вновь обращаемся к этой хорошо знакомой многим истории? Причина проста, чтобы понять значение и смысл образа Вавилона в книге Откровение, необходимо очень хорошо представлять значение вавилонской культуры в древности.
Первые упоминания в библейской литературе освещают путь, который проделали строители города и башни, их настоящие мотивы и причины такого образа мыслей.
"Построим город и башню" - это про религию, где главным действующим лицом являлся сам человек, старательно и скрупулезно создающий новую, хотя своими корнями уходящую в прошлое, но в данном случае обретающую свои окончательные очертания систему, коей суждено оказывать влияние на все последующие века, вплоть до наших дней.
Осознание этого и является действующим лейтмотивом написания данного цикла. Совсем недавно, до меня начали доходить страшные последствия, истинные причины и то, насколько глубоко они интегрированы в человеческую историю, сопровождая ее на всем протяжении. Но тогда, в момент начальных разработок, геодезических изысканий, поисков строительного материала, многочисленных согласований и прочего, разработчики проекта "Вавилон" этого не знали.
В первоначальной стадии проект создавался с целью обезопасить себя, и увековечить свое имя. Словосочетание "город и башня" подразумевали оппозицию, и чем-то напоминали действие Каина, который ушел восточнее Эдема и построил там свой город, названный по имени своего старшего сына - Ханох. Ассоциации с Каином сначала несмело мелькали в моем сознании. Уж больно много было общего. И движение на Восток, и строительство, и похожие мотивы. Каин, как известно, являлся первым человеком, решивший, что он вполне способен решать, что правильно в культовом смысле. Это очень щекотливый вопрос, он не лежит на поверхности и поэтому его так трудно заметить неискушенному в тонкостях поклонения человеку.
Строители башни, несомненно, были озадачены вопросами поклонения, эта идея сквозит, проникает через щели, с трудом скрывается, но она все же является основополагающей. Создание системы поклонения, с хитросплетенной историей, множеством божественных лиц, и целой чередой деяний, дающих человеку возможность обрести страстно желаемое бессмертие.
Вавилон, даже на стадии закладки фундамента целиком соответствовал этой грандиозной затее. Среди широких просторов долины Сенаар, рождалась новая религия, и Вавилону выпадала главная роль, которую он отыграл на получение премии Оскар, если бы такая существовала на тот момент.
Строительство продолжалось и привлекло к себе внимание высших Сил.
Посмотрите, с какой иронией библейский текст описывает диалог, где Бог сходит вниз и смотрит, что делают люди.
Самое печальное, это делают те, кто сто лет назад был свидетелем Потопа. Потомки сыновей Ноя, да и сам Ной еще были живы. Его три сына могли из первых уст рассказать о страшной катастрофе, когда никакие человеческие изобретения не смогли бы спасти, если бы не милость Божья и особая забота. Свидетельства катастрофы еще долго оставались на поверхности Земли, и ни у кого не было сомнений в подлинности рассказов Ноя. Тем не менее, со временем страсти улеглись, погода наладилась и все вернулось в привычное русло. Родившиеся дети, подрастающее новое поколение требовало новых ощущений и эти ощущения дало строительство города с башней до небес.
Сегодня утром, я посвятил несколько часов изучению слов, выражений и мое внимание привлек оборот речи, звучавший два раза в первых главах книги Бытие.
В четвертой главе, в самом ее конце есть текст, в котором говорится о потомках Сифа/Сета, призывающих имя Божие (Быт. 4.26). Это своего рода межа, отличительный признак людей, сохраняющих веру в Бога-Творца в самых консервативных понятиях. Вопреки поколению пустившемуся в поиски наслаждений, накоплений, изобретавших религиозные структуры, политеистические по своей природе, они призывали имя живого Бога и отдавали предпочтение Ему. Второй раз похожее выражение звучит в эпоху Аврама, которого Бог призвал выйти из "дома родства своего, из дома отца своего". Аврам выходит и располагает свой стан на расстоянии, строит жертвенник и "призывает имя Божье" (Быт 12.8).
История о вавилонской башне находится аккурат посередине и своими очертаниями напоминает о времени, когда "сыны божии" начала входить к "дочерям человеческим", что в конечном итоге привело к Потопу.
К моменту рассеивания, смешения языка, можно вновь обнаружить что история повторяется, но только на этот раз, все гораздо изощреннее и тщательнее замаскировано. Может поэтому Бог сказал после Потопа:
"Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: (Быт. 8:21)
Впереди рождалась новая эпоха, более сложная, с множеством деталей и действующих лиц.
Противостояние сил добра и зла продолжалось и в те дни Бог дает Свой ответ, на все, что делают люди. Забрезжил рассвет Мессии, но это уже другая история.
Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду искренне благодарен.Сбер: 4276 2200 1586 0243