Найти тему

Древние родоначальники народа российского

Историческая наука является важнейшей составляющей отнюдь не школьной программы - но информационной, идеологической войны.
В чьих руках наша история? Кто писал и переписывал ее в далеком 18 веке? В предыдущем номере газеты «Колокол Севера» я уже писал, что на протяжении 117 лет в Российской академии наук, начиная с ее основания в 1724 году и до 1841 года, из тридцати четырех ученых-историков было лишь три русских – Михаил Васильевич Ломоносов, Януарий Осипович Ярцов и Николай Герасимович Устрялов.
В нашей исторической литературе весьма поверхностно упоминается борьба М.В. Ломоносова против засилья немцев - «варягов», и то в основном в связи с «Норманнской теорией» возникновения Руси, которую придумали А. Л. Миллер, Г.Ф. Байер и иже с ними. Однако, вполне логично можно предположить, что за сто лет деятельного участия они перепахали на свой манер все историческое поле великого государства. Вполне понятен и заказ, представителям рода Романовых очень хотелось, чтобы история страны выглядела бы так, словно все прогрессивное было привнесено на Русь военной и духовной элитой Западной Европы.
Восстанавливать с исторической достоверностью, что же происходило на Руси в далекие века, что за народы обитали на ее территории сейчас неимоверно сложно, опираться приходится на данные археологов и скупые летописные сведения, которые сохранились в зарубежных источниках.
И в этой связи на первый план выступает проблема скифской прародины, которая является, стержневой в мировой истории.
Что за народы обитали на территории Руси в дохристианский период ее существования? На каком языке они говорили, была ли у них письменность? Многочисленными исследованиями доказано, что на большей территории нашего государства проживали скифы, превосходившие древностью самих египтян, как об этом утверждал современник императора Августа римский историк Помпей Трог. Они создали гигантскую империю, простиравшуюся от Манчжурии до Карпат, по сути, в границах СССР 1945 года. Скифы трижды добивались господства над Азией.
Как об этом пишут Н.С. Новгородов, И.В. Ташкинов, первый период продолжался полторы тысячи лет; конец уплате дани скифам положил ассирийский царь Нин около 2054 года до н.э. Очень близкую цифру указал Павел Орозий: «За 1300 лет до основания Рима». Следовательно, скифское владычество в Азии началось в середине четвертого тысячелетия до н.э., за тысячу лет до строительства пирамид в Египте.
Второе господство скифов Павел Орозий датирует 1234 г. до н.э. «В 480 году до основания города (Рима) царь египетский Весоз (Геродот его именует Сезострисом)…первым объявил войну скифам, отправив наперед послов объявить врагам условия подчинения. Скифы ответили, что не будут ждать, когда к ним придут, а они сами пойдут навстречу добыче. Они принуждают самого Весоза в испуге бежать в своё царство, на оставленное же войско нападают и забирают все военные припасы. Они бы опустошили весь Египет, если бы не были задержаны болотами…».
Скифы не единожды вторгались в Египет, один из походов, согласно Помпею Трогу, возглавлял скифский царь по имени Танай. Сибиряку имя Танай скажет о многом. Ведь и сына татарского князя Тояна, попросившегося под могучую руку русского царя, звали Танаем, и старинная дорога под Томском носит название Танаевой. А что до Алтая, то там, по сообщению Л.Н. Гумилёва, этих Танаев среди тюркских ханов было «пруд пруди».
В начале I тысячелетия до н.э. практически вся степная зона Евразии оказалась под контролем скифской этнополитической общности, связанной родством и единством культуры. Этот уникальный по своим размерам и внутренней однородности «скифо-сибирский мир», существовавший непрерывно с середины четвёртого тысячелетия до н.э. до времени Христа, великолепно прослеживается благодаря археологическим находкам на бескрайних просторах между Дунаем на Западе и Ордосом на востоке. С юга на север Великая Скифия простиралась от зоны степей до берегов Северного Ледовитого океана. Античные географы помещали древнюю Скифию на берега Карского моря, называя его Скифским океаном.
Как показал выдающийся русский археолог и историк академик А.П. Окладников, в западносибирской лесотундре обнаружены характерные скифские котлы. В Салехарде найдены образцы резьбы по кости в скифском зверином стиле. Скифская культура захватила и долину Енисея, Ангары, Лены. «Отраженные волны бушующей в степных просторах скифской кочевой стихии докатываются до далекого Севера», - писал Окладников.
Иранцы называли потомков скифов русами (Фирдоуси, Низами, Джами, Навои). Опальный Овидий, общаясь со скифами и гетами, проживавшими по разным берегам реки, никак не мог различить их речь, полагая, что это единый язык. А фракийские геты многими считались славяноязычными.
Известный лингвист В.И. Абаев, изучавший связи осетинского языка (предполагаемого реликта скифского языка) с другими пришёл к выводу, что связи со славянскими намного значительнее, чем с языками других европейских народов. Кроме того, он же доказал, что скифский язык был относительно однороден на огромных территориях. И в этом, пожалуй, главное: на бескрайних пространствах Евразии люди говорили на одном языке и прекрасно понимали друг друга. Иначе они бы никогда не создали на территории империи одинаковую культуру. Более того, скорее всего, в скифской империи была письменность, иначе невозможно было бы поддерживать единый язык.
У скифов была высочайшая культура слова, завистливые греки уверяли: «говорить как скиф» - это признак высочайшего красноречия. Не случайно, к семи мудрецам света греки причисляли скифа Анахарсиса.
Скифов считают кочевниками, но, оказывается, среди них были племена земледельцев, например, скифы-пахари, сами себя они называли сколотами. Академик Б. А. Рыбаков считает их предками славян.
Квинт Курций Руф, описывая знаменитое скифское посольство к Александру Македонскому, совершенно однозначно говорит о скифах, как о цивилизованных земледельцах, к тому же прекрасно помнящих свою героическую историю. Посол скифов заявляет Александру: «Откуда у нас с тобой вражда? Никогда мы не ступали ногой на твою землю. Разве в наших обширных лесах нам не позволено знать, кто ты и откуда пришел? Мы не можем никому служить, и не желаем повелевать. Знай, нам скифам, даны такие дары: упряжка быков, плуг, копье, стрела и чаша. Этим мы пользуемся в общении с друзьями и против врагов. Плоды, добытые трудом быков, мы подносим друзьям; из чаши вместе с ними мы возливаем вино богам; стрелой мы поражаем врагов издали, а копьем вблизи. Так мы победили царя Сирии, а затем царя персов и мидийцев, и благодаря этим победам перед нами открылся путь вплоть до Египта».
У скифов были города: Борисфен, Херсонес Таврический, Неаполь Скифский, Танаис на Русской реке, Хорезм – Солнечный город в Азии, Дербент. Кроме того, на реке Яксарте, которую греки называли Танаисом, у скифов было семь городов. Эти города в 330 году до н.э. были разрушены Александром Македонским. Названия двух из них сохранились в источниках, описывающих Восточный поход Александра Великого: Газа и Кирополь. Общеизвестно, что города – это средоточие культуры, поэтому говорить о скифах, как о варварах не приходится.
Остаётся осветить вопрос: куда скифы подевались, ну не исчезли же они в самом деле?
Разумеется, самый крупный, самый деятельный, самый могучий евразийский этнос не мог исчезнуть без следа. Исчезло лишь название, и то, происходило это постепенно. Средневековые иранские поэты Фирдоуси, Низами, Навои и другие скифов стали называть русами. Византийцы, напротив, русских нередко продолжали именовать скифами. М.В. Ломоносов утверждал, что среди «древних родоначальников нынешнего российского народа … скифы не последнюю часть составляют».
Позже к такому же выводу пришли многие русские историки. В наше время эту точку зрения успешно отстаивает Н.И. Васильева и недавно ушедший Ю.Д. Петухов. Также основными наследниками скифской культуры считает русских Тамара Т. Райс.
В обоснование своего тезиса Н.И. Васильева и Ю.Д. Петухов приводят следующие соображения:
1. Преемственность территории. Выше указывалось, что Большая Скифия практически находилась в границах СССР 1945 года.
2. Сходство антропологического типа. «Несомненно, что большая часть населения, проживавшая в южнорусских степях в середине тысячелетия до н.э., является физическими предками восточнославянских племен эпохи средневековья». (Академик В.П. Алексеев).
3. Сходство внешнего вида древних скифов и современных русских, бросающееся в глаза, как на сохранившихся изображениях, так и в описаниях авторов. Это высокий рост, стройное и крепкое телосложение, светлые глаза и волосы, белая кожа, яркий румянец.
4. Преемственность культуры. Схожая лепная керамика, вышивки, игрушки, резьба по дереву, одежда, обувь. Схожий тип захоронения в курганных могильниках. Художественные изделия изготавливались скифами не только из золота, но и из самых разнообразных и общедоступных материалов, таких как дерево, рог, кожа, мех, цветной войлок. Искусство было общенародным.
5. Схожие нравы и обычаи. Любовь к бане. Скрепление договоров питьём вина, смешанного с каплей крови. Социальное устройство – территориальная община. Равноправие мужчин и женщин.
6. Преемственность языка. Н.И. Васильева и Ю.Д. Петухов считают, что скифы говорили на чрезвычайно архаичном русском языке, являющемся стволовым в индоевропейской языковой семье.
7. Потрясающая обороноспособность. Геродот подчёркивал, что скифы наиболее умело ведут именно оборонительные войны. «Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись». В качестве подтверждения античные авторы приводили печальные для захватчиков примеры нападения на скифов Семирамиды, Кира, Дария. Из русской истории не изгладилась память об Отечественной войне с Наполеоном и Великой Отечественной войне с нацистской Германией. И скифы, и русские воевали с врагом всем народом.
8. И скифы, и русские обустраивали огромную территорию, расположенную не в самой гостеприимной климатической зоне. Чтобы выжить в этой зоне и уберечь её от алчных завоевателей, и скифам и русским приходилось очень много трудиться. По сути, это был один народ, до беспредельности созидательный.
Где же располагалась Скифия, возможная славянская прародина?
В наше время историки говорят уже не о Скифии, а о громадном скифо-сибирском мире, занимающем всю зону степей и лесостепей Евразии, от Карпат на западе и до Маньчжурии на востоке, почти 11 тысяч километров. На всей этой огромной территории археологи отмечают общность материальной и духовной культуры: вооружение, конская сбруя, «звериный стиль» в искусстве, скифские котлы и погребальные курганы.
Тема славянской прародины в Сибири – отдельная и достаточно проработанная тема, которая уже имеет порядочную доказательную базу. Сошлёмся на работу И.В. Ташкинова «Славяне. Северный исток». Из авторитетов российской науки следует назвать имя выдающегося учёного, основателя Томского госуниверситета В.М. Флоринского и его замечательный труд: "Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни".
Ученые утверждают, Чингисхан и Чингизиды вовсе не были монголоидами в расовом смысле, они были европеоидами, в этом плане не имеют и не имели никакого отношения к Монголии. Рашид-ад-дин описывал Чингисхана как высокорослого, стройного, синеокого, румянолицего, светловолосого, рыжебородого и чубатого парубка. А Марко Поло относительно внука Чингисхана писал следующее: «Великий государь царей Кублай-хан [Хубилай каан] с виду вот каков: росту хорошего, не мал и не велик, среднего роста; толст в меру и сложен хорошо; лицом бел и, как роза, румян; глаза черные, славные, и нос хорош, как следует».
Археологи утверждают, что на Алтае во II-м и I-м тысячелетиях до н.э. проживали европеоиды, высокорослые голубоглазые светлокожие люди, говорившие на языках индоевропейской языковой семьи. В этой связи, более предпочтительной нам представляется версия, что родовая земля Чингисхана и Чингизидов, их прародина, располагалась всё-таки на Алтае, где они и завещали себя хоронить.
Чем дольше изучаешь историю своего Отечества, тем больше приобретаешь информации на интересующую тебя тему, знакомясь порой с трудами писателей, несправедливо забытых нашей исторической наукой. Одним из таких, «забытых» является Егор Иванович Классен (1795-1862 гг.), автор книги «Древнейшая история славян и славяно-руссов до рюриковского времени».
Сейчас, когда на самом высоком государственном уровне «дана команда» создать объективный учебник истории, я думаю, пришло время доставать с запылившихся архивных полок труды ученых, чья точка зрения не совпадала с общепринятой, парадно-официальной, написанной в угоду правящим династиям и вождям.
Николай Лудников.
(Продолжение следует).