Найти в Дзене
Курская слобода

Из жизни гарема. Рассказ не повешенного евнуха. Часть 1

Сеадет-Шерифе-Агаси уселся поудобнее в глубину низкого дивана и стал протяжно повторять свое имя, кивая с сожалением головой. После большой паузы мой рассказчик заговорил опять. - Зовут меня Сеадет-Шерифе-Агаси, а сколько горечи в этих словах!.. Мое имя означает: хранитель ворот в саду счастья, - но я не был хранителем счастья, эфенди, не был! Я охранял горе и ужас, преступления, кровь, слезы я охранял, моя рука не совершила ни одного преступления… Я умел слушать и потому молчал. Молчал и евнух. А потом заговорил снова. Он потряс рукой. - Человек, который имел столько жен, куда он девал своих детей? Ведь их нигде нет… Что бы он сам ответил, если бы его спросили? Если потрудиться и внимательно посчитать, то можно, пожалуй, насчитать 13 детей у Абдул-Гамида (Абдул-Хамид II - последний правитель Османской империи, правил с 1876 по 1909 годы), но из них десять – те самые дети, которых неизвестные женщины несколько раз подбрасывали султану в коляску, когда он проезжал; то не были его младен

Сеадет-Шерифе-Агаси уселся поудобнее в глубину низкого дивана и стал протяжно повторять свое имя, кивая с сожалением головой.

После большой паузы мой рассказчик заговорил опять.

- Зовут меня Сеадет-Шерифе-Агаси, а сколько горечи в этих словах!.. Мое имя означает: хранитель ворот в саду счастья, - но я не был хранителем счастья, эфенди, не был! Я охранял горе и ужас, преступления, кровь, слезы я охранял, моя рука не совершила ни одного преступления…

Я умел слушать и потому молчал. Молчал и евнух. А потом заговорил снова. Он потряс рукой.

Сцена в гареме султана. Иллюстрация из открытого источника
Сцена в гареме султана. Иллюстрация из открытого источника

- Человек, который имел столько жен, куда он девал своих детей? Ведь их нигде нет… Что бы он сам ответил, если бы его спросили? Если потрудиться и внимательно посчитать, то можно, пожалуй, насчитать 13 детей у Абдул-Гамида (Абдул-Хамид II - последний правитель Османской империи, правил с 1876 по 1909 годы), но из них десять – те самые дети, которых неизвестные женщины несколько раз подбрасывали султану в коляску, когда он проезжал; то не были его младенцы; он приказывал их воспитывать в гареме, как родных детей, потому что боялся чего-то. Он раз навсегда приказал, чтобы ему не показывали этих детей никогда… И вообще он не любил детей и никогда не хотел их иметь… В этом ему помогали калфасы – эти старые рабыни, обязанность которых заключалась не только в шпионстве между женщинами гарема, но, кроме того, и в том, чтобы устранять ненужных султану детей.

Абдул-Хамид II (1842-1918) - султан Османской империи (1876-1909)
Абдул-Хамид II (1842-1918) - султан Османской империи (1876-1909)

Как их устраняли, как боролись за это несчастные матери, об этом вы узнаете, когда я расскажу вам историю Азизиэ-ханум, этой невольницы, которая стала принцессой, потому что ей удалось стать матерью ребенка султана.

Была она черкешенкой, с глазами жгучими и злыми, руками тонкими и цепкими, бровями густыми; ходила она плавно и медленно, откидывая голову назад и качаясь всем телом. Она ходила, точно плавала, и это понравилось падишаху, когда однажды он заметил ее. Она прислуживала госпоже своей, которая упоительно танцевала перед султаном. В один вечер султан велел послать за ней ночью; ее наряжали, привели и из султановой опочивальни вышла новая одалиска, в у дверей ее дожидалась невольница Азизиэ-ханум, которая была куда красивее, стройнее и благороднее лицом своей счастливой госпожи.

Падишах был, как всем известно, человек с большим пониманием; он заметил невольницу и как-то однажды нежданно ни для кого, тайно от всех послал за нею.

Продолжение следует...

Источник: из рассказов Ф. Купчинского, 1913 год.