Часть 1.
Мирозданье разочарованно наблюдало, как по выбранной им сине-зеленой планете бродят толпы динозавров: одни ели растения, другие поедали друг друга – и нигде ни намека даже на возможность зарождения разума.
- Эх, - Мирозданье почесало затылок, - сколько вложено сил в зарождение жизни на этой уютной планете. И что в итоге? Мириады тупых рептилий – и ни одной искры разума. Полный провал моих замыслов создать идеальный мир гуманных разумных существ! Вот ведь досада…
И оно в сердцах швырнуло на Землю громадный метеорит.
-----------------------
15-летний Кирилл оторвался от книги и задумался, подперев рукой подбородок.
- Неужели, и правда, падение метеорита изменило ход эволюции? – весьма замкнутый и необщительный паренек, он давно привык разговаривать сам с собой. – И, если бы не метеорит, Землю не населили бы млекопитающие и не возник бы, в конце концов, Человек? И не было бы ни нас, ни всего этого? – он окинул взглядом городской пейзаж за окном.
Поразмышляв над этими вопросами, он вышел в соседнюю комнату. Было воскресенье, и его мать, прилипнув к экрану телевизора, смотрела несметную по счету серию очередной «мыльной оперы». Отец увлеченно тыкал в кнопки компьютера, имитировавшего танковое сражение.
- Мам, пап, - окликнул Кирилл, - а как вы думаете, неужели, если бы на Землю совершенно случайно не упал громадный метеорит, не появился бы homo sapiens? И до сих пор бродили бы по Земле большие глупые динозавры?
- Тебе это в школе задали? – не отрываясь от телевизора, спросила мать. – Не знаю, Кирюш, посмотри в Интернете.
Отец, не отрываясь от «танчиков», пробормотал сквозь зубы что-то по поводу того, что детям в школе забивают голову всякой ерундой, совершенно не нужной для жизни.
Кирилл потоптался еще немного, потом зашел на кухню, посмотрел на гору грязной посуды (мать не была образцовой домохозяйкой), вздохнул и решил помыть. Однако первая же жирная тарелка выскользнула из его рук и со звоном разбилась об пол. Кирилл пошел за веником, но тут ему в голову пришел новый вопрос: «Если человек – разумный, то почему в мире творится столько неразумных вещей: войны, голод, нищета, эпидемии?» - и мальчик замер с веником в руке, уйдя в свои раздумья.
- Опять тупишь? – раздраженно бросила мать, заходя на кухню. – Ненавижу эту твою привычку замирать на месте. Ну вот, снова тарелку разбил, экий ты у меня безрукий! – она забрала веник и принялась собирать осколки. – Ну, в кого ты такой… неприспособленный?! Пойди вон лучше с собакой погуляй!
Понурив голову и чувствуя себя кругом виноватым, мальчик вышел на улицу с породистым бело-рыжим корги на поводке (мать очень гордилась, что купила собаку, «совсем как у английской королевы»). Светило весеннее солнце, на газонах уже пробивалась молодая трава, собака тянула его во все стороны, принюхиваясь к многочисленным запахам весны, и Кирилл решил пройтись со своим питомцем по парку.
В выходной день в парке было много народа. Кучка пенсионеров играла в домино, кто-то прогуливался с коляской, а на одной из скамеек компания взрослых парней распивала далеко не первую бутылку. Кирилл огляделся, выбирая для прогулки дорожку побезлюднее.
Забредя подальше в глубину парка, он увидел на одной из скамеек девочку, окруженную стайкой бездомных собак. Девочка бросала им еду из пакета и ласково приговаривала что-то, а псы виляли хвостами, жадно глотая куски. Корги натянула поводок и весело тявкнула. Собаки слабо, для виду порычали, вроде бы, на драку никто не был настроен, и Кирилл, успокоившись, подошел ближе. Собаки завертелись вокруг его питомца во взаимном ритуальном обнюхивания.
- Кормишь собак? – завел вежливый разговор мальчик.
Девочка вскинула на него открытый взгляд и приветливо кивнула:
- Я их каждый день подкармливаю. Договорилась в школьной столовой, что мне будут отдавать остатки еды. Зимой им очень туго приходилось, они же бездомные! Если бы не подкорм, кое-кто не дожил бы до весны…
- Это ты здорово придумала, - уважительно отозвался Кирилл.
Вообще-то у него не складывалась дружба со сверстниками: в классе его дразнили «ботаником», хотя и просили то и дело списать домашку и решить за них контрольную работу. На школьных дискотеках он робел и жался в уголке, девчонки презрительно фыркали в его адрес, а мальчишки не звали в свою компанию. Но сейчас он на удивление легко чувствовал себя с незнакомкой, поэтому присел рядом, спустил свою собаку с поводка и начал вместе с девочкой гладить мохнатые головы, тянущиеся к пакету в ее руках. Непривычные к ласке, собаки виляли хвостами, клали морды детям на колени, всем своим видом выражая счастье и благодарность.
- От родителей влетит, - поделилась девочка. – Я опять музыкальную школу прогуливаю. Папа сказал: еще раз пожалуются на мои прогулы, заберет меня из музыкалки и отдаст в спортивную секцию. А мама настаивает на музыке. Родители говорят, что я ничем не увлекаюсь и из меня не выйдет толка.
- А я увлекаюсь книгами, это, по-моему, интересней всего, - сказал Кирилл. – Только мои родители считают, что я ничего не добьюсь в жизни: неприспособленный.
Девочка повернулась и оглядела собеседника.
- Я стихи пишу, - сообщила она. – А мама говорит: все это ерунда, стихами на хлеб не заработаешь. Она хочет, чтобы я была разносторонне развита и получила хорошее образование. Вот она в мои годы и на театральный кружок ходила, и в музыкальную школу, и рисовала. А потом закончила университет с отличием. Она мне все время твердит: без хорошего образования будешь «никто».
- А твоя мама кто? – поинтересовался мальчик.
- Домохозяйка.
- М-м-м, - в растерянность протянул Кирилл.
Девочка рассмеялась и пояснила: по мнению ее мамы, хорошее образование нужно, чтобы удачно выйти замуж. Потом запоздало представилась:
- Меня зовут Кира.
- А меня Кирилл.
Дети переглянулись и рассмеялись уже вместе. Потом вместе скормили собакам остатки из пакета, причем корги, сытый и холеный, норовил ухватить вкусный кусочек наравне со всеми. Кира и Кирилл не заметили, что на край их скамейки присел старик с палочкой и начал приглядываться к ним с интересом.
- Стихи – это здорово, - говорил Кирилл. – А вот я думаю: неужели возникновение человека разумного – случайность? Всего лишь следствие падения на Землю метеорита. А может, это чей-то грандиозный замысел: создать человечество – и чтобы на Земле воцарился мир разума, - он помолчал. – Только тогда непонятно, почему люди творят столько неразумных вещей. Почему мои одноклассники не хотят учиться и только сидят в Интернете? Почему вся история – это сплошные войны? Почему до сих пор не построили общество, где все были бы счастливы?
- А я думаю, что разум – далеко не всё, девочка бросила палку – и собаки с восторженным лаем побежали за ней. – Вот мама умная, а не разрешает мне кормить собак. Говорит: всех не спасешь, займись лучше делом.
- Разум, говоришь, не главное?! – вскинулся Кирилл. – А как же научные достижения? Не просто так ведь Джордано Бруно пошел на костер! Ты отрицаешь силу разума?
Девочка нахмурилась:
- Знаешь, ведь врачи, ставившие на живых людях опыты в концлагерях – наверное, были умные. Да мало ли, что может создать наука! Вот ученые придумали атомную бомбу, а потом была Хиросима…
- А достижения медицины? Эдвард Дженнер создал прививку против оспы, уносившей тысячи жизней! Флемминг открыл пенициллин!
Старик, сидевший рядом, откашлялся. Дети обернулись.
- Простите, молодые люди, что прерываю интеллектуальную дискуссию. Только мне кажется, что ваша эрудиция значительно отличается от поколения «пепси»… Молодой человек, как я понял, увлечен естественными науками. Весьма похвально! А не почитаешь ли свои стихи, Кира?
Девочка слегка смутилась, переглянулась с Кириллом и, увидев интерес в его глазах, решилась:
- Ладно,- сказала она. – Слушайте.
Ее лицо едва уловимо изменилось, тень отрешенного вдохновения скользнула по нему, и мальчик со смущением отметил, что Кира красива. А она негромким, но звучным голосом начала:
Мир огромен и непрост.
Пониманья сердце просит.
Ураган сомненья сносит
К истине ведущий мост.
Жизнь от сказки далека:
Жизнь – простор бескрайней бури.
Сказка – ясный свод лазури,
Где нечасты облака.
Мы со сказкой рождены,
Жизнь сурово нас встречает.
Море парус привечает
Плеском яростной волны…
- Только я еще не сочинила до конца, - призналась девочка.
- Ух, ты! – восхищенно воскликнул Кирилл.- Только знаешь, твои стихи – как раз про разум!
- Не совсем, - покачал головой старик старик. – Да Вы, милая барышня, я смотрю, романтик… гм-хм… от духа. Девочка зарделась и открыла было рот, чтобы снова заспорить с Кириллом, но тут к их скамейке приблизилась уже упомянутая ватага пьяных парней. Они были в той стадии опьянения, когда дурная сила и агрессия ищет, над кем покуражиться. Двое подростков самого тихого вида не заинтересовали их, а вот старичок – да, это самое то, чтобы поглумиться.
- Слышь, дед, закурить не найдется? – начали они цепляться, пьяно ухмыляясь. – Что? Не куришь? Правильно, куда тебе, пень трухлявый? На тот свет давно пора, - дальше последовала витиеватая брань. Один из верзил решил обшарить карманы деда, а другой попытался припугнуть Киру и Кирилла:
- Чего уставились, мелочь пузатая? А ну, валите отсюда!
- Не тронь дедушку, - Кирилл неожиданно для себя встал. Он всю жизнь считал себя трусом и рохлей, на уроках физкультуры не мог не отжаться, ни влезть по канату, к большому огорчению учителя и насмешкам одноклассников. А сейчас сжал зубы и уже прицелился взглядом к ледащей неподалеку суковатой тяжелой ветке - на случай, если пьяные полезут драться.
- Оставьте старика в покое! - Кира покрепче сжала в руке единственное оружие – пакет с пустыми банками из школьной столовой.
Животные чувствуют чужую агрессию. Стая бездомных собак, сыто отдыхавшая неподалеку, оскалили зубы и вздыбили шерсть. Каждого из псов неоднократно били – и они боялись людей, поэтому подойти сразу не посмели. А вот домашний «королевский» корги бесстрашно кинулся на одного из парней и вцепился зубами в его лодыжку.
- А-а-а, - завыл тот, а его приятели, матерясь, начали пинать корги ногами. Кирилл с Кирой бросились на защиту храброй собачки, бездомные псы решились и начали, рыча, приближаться. Кирилл был сбит с ног одним из агрессоров, но вскочил и снова бросился заслонять собой своего питомца, а Кира размахнулась пакетом и…
- Ну, хватит, - пробормотал старик и ударил палкой об землю. Что-то произошло - что именно, дети не поняли, но раздался грохот, подобный грому, и парни были отброшены неведомой силой на несколько метров. Кирилл готов был поклясться, что в этот миг палка в руке старика превратилась в средневековую алебарду, а Кира увидела сияющий посох вроде того, какой был у профессора Дамблдора из «Гарри Поттера». Что там увидели пьяные, никто не знает, да и кто поверит пьяным…
- Нельзя нарушать законы материального мира, - грозно сказал старик, - а то бы превратил всех вас в тех самых безмозглых ящериц, что давно вымерли на Земле. Вы этого вполне заслужили. Ладно, закончим ваше безобразие вполне материалистически, - он снова ударил палкой оземь – драчуны отмерли, и как раз в это время в конце тропинки показался полицейский патруль. Парни почли за лучшее броситься наутек, преследуемые яростным лаем собак, а корги остановило от погони только то, что Кирилл успел схватить его и пристегнуть поводок.
Дети захлопотали вокруг старика, спрашивая, не задели ли его в драке, потом вместе отряхивали Кирилла. Подошла полиция и тоже начала расспрашивать, что случилось и не пострадал ли кто. Лишь когда представители закона, не слишком спеша, удалились искать хулиганов, Кира решилась спросить насчет палки-посоха. Старик хитро прищурился:
- Внешние эффекты – не главное. «Бытие видимости соcтоит единственно лишь в снятости бытия, в ничтожности его». Так сказал homo sapiens Гегель. Когда вырастешь, - обратился он к Кириллу, - прочтешь его. Ну, а Вы, барышня, - он оценивающе посмотрел на Киру, - как я погляжу, не робкого десятка. Только за удар банкой по голове тебя могли привлечь к ответственности эти нерадивые блюстители закона, поэтому я и поспешил вмешаться. А вообще, - заговорщически подмигнул он, - я тот метеорит бросил безо всякого грандиозного замысла,.. просто под горячую руку.
Дети широко открыли глаза.
- Вы бросили метеорит на Землю? – воскликнула Кира. - И у Вас магический посох! Вы кто, волшебник? Бог? Этот самый де…демиург? – вспомнила она слово.
- О! – старик прищелкнул пальцами. – Да ты, я гляжу, начитана не менее юноши. Кто я такой? Ну, скажем, Мирозданье.
- Ми-ро-зданье?! – протянул потрясенный Кирилл. – То есть Вы управляете этим миром?
- Ну, миром никто не управляет, точнее, то вы сами, люди, должны управлять им. Я - так, создаю общие законы, ну и вмешиваюсь по чуть-чуть иногда. Кстати, поначалу, когда возникло человечество, я обрадовался , расчувствовался, решил, что мой метеорит высек на Земле искру разума. А вот теперь вижу, что далеко не всем из людей досталась эта «божья искра». Вам двоим – да, досталась. Но на Земле таких как вы м-м-м.., - старик закатил глаза и задумался, что-то подсчитывая, - ну, где-то около 20%. Носители искры разума, хранители духа.
Старик замолчал, дети глядели на него во все глаза, затаив дыхание. Собаки тем временем вернулись и легли у ног старика, преданно глядя на него, как будто чувствовали его волшебную силу. Затем палка снова ударила о землю, и откуда-то сверху со свистом прилетел камешек. Кирилл, замирая от своей догадки, поднял его – камень был оплавлен.
- Метеорит! – захлебываясь от восторга, прошептал он. – Смотри, Кира!
Девочка повертела в руках диковинный камень.
- Вы все-все можете, дедушка Мирозданье? - спросила она старика.
- Не все, но многое, - отозвался старик. – Но только вместе с вами, с такими как вы. Стихотворение Киры, мой дорогой юноша, не о разуме, а о человеческом ДУХЕ. Запомните дети, разум в сочетании с добротой и мужеством, редкий дар и великая сила, да-да, я о вас сейчас говорю. Не верьте тем, кто считает, что вы неприспособленные, не от мира сего, что из вас ничего не выйдет и прочие глупости. И уж тем более, что в университете учатся для того, чтобы выйти замуж, - он усмехнулся. – Метеорит оставьте себе на память, чтобы не думалось, что потом, что сумасшедший старик наплел вам бог знает чего. И вот что еще, подружитесь: вы похожи не только именами…
Старик погладил корги, сделал несколько шагов в сторону и… словно растворился, исчез прямо у них на глазах. К ним снова ласкались собаки, полицейские, все же задержавшие пьяных хулиганов, вели их по дорожке в участковое отделение. Те вжали головы в плечи, а поравнявшись с детьми, прямо-таки шарахнулись в сторону, корги бойко гавкнул им вслед. Лишь оплавленный камешек в руках Кирилла говорил о том, что старик существовал на самом деле.
- Слушай, Кира, давай я встречу тебя возле музыкальной школы, - предложил мальчик. – Когда у тебя снова занятие?
- Давай, - согласилась девочка, - буду рада. Мне ужас как не хочется в спортивную секцию.
Оба рассмеялись. А мирозданье, глядя на Землю со своей высоты, сделало пометку в своем блокноте: «Кирилл и Кира. Искра разума. Проследить за судьбой»
(Продолжение следует)
Елена Бекетова
Елена Бекетова
Мои книги можно приобрести на «ЛитРес»:
· «Рассказы Доброго психа»: https://www.litres.ru/elena-urevna-beketova/rasskazy-dobrogo-psiha/
· «Воспитание человечности. Книга для родителей» https://www.litres.ru/elena-urevna-beketova/vospitanie-chelovechnosti-kniga-dlya-roditeley/
· «Да будет свет!» (психологическая фантастика) https://www.litres.ru/elena-urevna-beketova/da-budet-svet/
А здесь они в свободном доступе БЕСПЛАТНО:
· https://author.today/u/id606345317/works