В 1995 году на экран вышел новый фильм Владимира Хотиненко "Мусульманин", который буквально взорвал кинематографическую среду. Получился очень неоднозначный фильм, было много критики, как против, так и за идеи, обозначенные в фильме.
В тот год в полном разгаре была первая чеченская война, на Кавказе царила анархия, лилась кровь, массовые убийства, похищения людей, захват заложников, захват террористами целых городов. На фоне всего этого появляется "Мусульманин" с единственным положительным героем, придерживающимся чужой веры - ислама, который на данный момент у всех ассоциируется с чеченскими бандитами.
Молодой советский солдат во время службы в Афганистане попал в плен к моджахедам. Его должны были казнить, но появился старик, у которого русские убили сына. Старик забрал его к себе и принял вместо сына. Так русский парень Николай стал мусульманином Абдаллой. Абдаллах, в переводе с арабского раб Бога, самый покорный безропотный его слуга. Семь лет он прожил со своим приемным отцом. Потом его судьбой занялся Красный Крест, и он спустя долгие годы вернулся домой, но уже в другую страну.
Он дома, повзрослевший, с другими взглядами на жизнь. В родном селе стать своим он уже не может, на фоне своих односельчан он оказался единственным положительным человеком. Кроме того он мусульманин, то есть его принципы в корне не совпадают с идеалами разлагающегося общества, в которое он вернулся.
Наступили 90-е, процветают либеральные ценности. То что раньше считалось стыдным, сейчас наоборот выводится на первое место: алкоголь, разврат, воровство, страсть к наживе - все, что порицается в исламе. Люди остались вообще без нравственных ориентиров, раньше строили светлое будущее, теперь такой цели нет. Первыми его не приняли в семье, он предатель, потому что не православный. Хотя и брат его алкоголик далеко не праведник, и мать, женщина старых твердых убеждений, тоже не вполне верующий человек. Они не стремятся принять его новых взглядов.
Для всех остальных сельчан он тоже не свой, он враг. Хотя вроде бы честный, непьющий, работящий, чем он им не угодил. Приходит местный батюшка, бывший школьный хулиган. Он хоть и лояльный пастырь, но тоже осуждает и тоже видит в этом предательство веры
О чем фильм? Есть три понятия: религия, церковь и вера. Первые два очень условны, третье - вера - личное, это то, что внутри у человека. На веру человека повлиять невозможно, потому что она надежно защищена внутри него. Изменить или убить ее можно только вместе с человеком.
Бывший солдат вернулся в разваливающуюся страну, где нет надежной старой идеологии, еще не появилась вера в Бога (она у людей пока еще формальна) и отсутствуют какие-либо значимые ценности, разве деньги, алкоголь и разврат могут быть ценностями. Поэтому для Николая только ислам его главная ценность и ориентир. Истинную веру у человека можно отнять только вместе с жизнью. Наверно поэтому закономерен финал фильма.
Николая разыскивает его бывший командир. Про этого человека можно сказать, что он тяжело ранен и убит той афганской войной. Все давно закончилось, а он все еще там, на войне. Оказывается, весь отряд Николая погиб. Командир считает, что это произошло по вине предателя, и что этот предатель Николай. Для этого он разыскивает его, чтобы все выяснить, вынести приговор и казнить.
Их встреча наверно самый сильный эпизод фильма. Они разговаривают, командир не узнает своего солдата. В нем появляются сомнения, он колеблется и борется сам с собой. Но у него есть долг перед погибшими бойцами. И он выполняет этот долг.
Что в этом фильме главное? Хорошие артисты. Лучшая роль молодого Александра Балуева. За роль матери Нина Усатова получила актерскую премию кинофестиваля. Эпизодические персонажи, тот же Владимир Ильин, Иван Бортко и Евдокия Германова, сыграли свои роли как главные, выразительно и ярко, не потерялись в сюжетной линии. Сложную роль афганского командира блестяще сыграл Александр Песков. В фильме он второй после Евгения Миронова.
А что касается русского мусульманина Николая Иванова, то у него шансов выжить не было. Страна была больна, ей предстоял долгий путь выздоровления.