В «Сердце Шарджи», в галерее №6 проходит выставка британской художницы палестинского происхождения Моны Хатум (род. 1952). В небольшом дворике перед галерей размещены 15 помятых и вышедших из употребления стальных бочек для масла, из которых плазменным резаком вырезаны силуэты растений, которые растут в аравийских пустынях.
Инсталляция называется «Ископаемая глупость» 2023.
Смысл произведения вроде бы очевиден: добыча из недр пустыни нефти убивает растущие в пустыне растения, которые становятся «как бы не нужными».
А если копнуть чуть глубже. На деньги, полученные от продажи нефти, которая убила растения, можно создать, из уже ненужных бочек, новые металлические растения. Но могут ли заменить мертвые, искусственные цветы для человека цветы живые? И может ли искусство спасти настоящие живые цветы?
В Шардже представлена также работа Моны Хатум «Quarters» 2017 года, любезно предоставленная галереей White Cube, Лондон. В описании к работе говорится, что произведение «состоят из 13 стальных каркасов двухъярусных кроватей высотой в пять уровней. жесткая и деспотичная обстановка перекликается с строго регламентированными помещениями в учреждениях, таких как армейские или тюремные помещения, где заключенные подвергаются постоянному надзору»
Слово «Quarters» можно перевести как «Помещения», а можно как «Кварталы». И действительно, большинство из нас живет в спальных районах, состоящих как бы из кроватей, в которых мы спим. Но кровати, лишенные художницей белья и матрасов, превращаются в клетку, из которой нам не вырваться.
Еще одна инсталляция Моны «Давление» 2023 год, продолжает тему предыдущей. «Давление» состоит из остатков матрасов, стальных кроватных пружины и каркасов кроватей, которые спрессованы в кубы, повторяющие воображаемый городской пейзаж. Вроде бы призванный создавать комфорт и уют для жителей, большой город оказывает такой огромное Давление на людей, что загоняет и спрессовывает всех в одинаковые жесткие и бездушные строения и кварталы.
Смотрите ещё:
«Сердце Шарджи». Наследие, традиции и современность
«Мост сомнений» - выставка в «Сердце Шарджи»
Одиннадцать обожженных кастрюль. Лувр в Абу-Даби
Переворот живописи. Не «Мадонна с ирисом» Дюрера, а красная роза
Французский импрессионизм и зима
Сколько коров на картине Гогена
“Шествие армянской общины” и Хуан Миро
Август и Клеопатра. Кто есть who?
Cristiano Mangovo – гениальный художник из Анголы