Найти в Дзене
Скоро будет счастье

Истина и правда современного человека

Современный человек находится в сложных и противоречивых обстоятельствах жизни. Сложность современности состоит в том, что большинство процессов оказываются ему не подвластны. Он не может грамотно управлять ими для обеспечения личного и общественного блага. И самым чувствительным компонентом управления является контроль. Привычка тотального контроля заменяет любовь, безопасность, доверие. Человек не способен принять происходящие события, признать, что мировые и сверхмировые системы функционируют согласно другим закономерностям. Принятие событийного ряда происходящего предполагает согласие на «таковость», которую ошибочно принимают за пассивность и ложное смирение, ожидание неизбежного. Из неизбежного почему-то в большинстве ситуаций предполагается наихудший разворот событий. «Таковость» в самой короткой интерпретации означает «да будет воля твоя». В ней сокрыто обращение к Божественному началу и одновременное проживание бурлящих внутри и страхов, и тревог, и надежды и эсхатологичности

Современный человек находится в сложных и противоречивых обстоятельствах жизни. Сложность современности состоит в том, что большинство процессов оказываются ему не подвластны. Он не может грамотно управлять ими для обеспечения личного и общественного блага. И самым чувствительным компонентом управления является контроль. Привычка тотального контроля заменяет любовь, безопасность, доверие. Человек не способен принять происходящие события, признать, что мировые и сверхмировые системы функционируют согласно другим закономерностям. Принятие событийного ряда происходящего предполагает согласие на «таковость», которую ошибочно принимают за пассивность и ложное смирение, ожидание неизбежного.

Из неизбежного почему-то в большинстве ситуаций предполагается наихудший разворот событий. «Таковость» в самой короткой интерпретации означает «да будет воля твоя». В ней сокрыто обращение к Божественному началу и одновременное проживание бурлящих внутри и страхов, и тревог, и надежды и эсхатологичности выбора. Проживание в присутствии Бога, в развороте реализации Его воли, в целостности Его и сплетенности Его воли и воли человека. Принятие для человека оказывается сложным из-за необходимого согласия на страдание, которое должен дать человек. Он сопротивляется, борется, он привык к другой, более комфортной жизни.

Поэтому наиболее распространенными стратегиями являются стратегии обвинения других и отказ от работы над собой, что по сущностным характеристикам – отказ от совести. Со-весть означает, что Господь спускает весть человеку, а он ее принимает и исполняет, живет в согласии с этой вестью.

Обстоятельства многократно превосходят способности и возможности современного человека своей масштабностью, когда вступает в силу и начинает действовать логика больших систем. Эти процессы и многообразные логики выстраивания событийного ряда мы можем наблюдать в политическом и духовном поле современности, оказавшиеся внезапно связанными, переплетенными. Человек не способен отрефлексировать происходящие события, установить закономерности их протекания. Он излишне расслаблен в своей жизненной позиции и утратил способность мыслить критично по отношению к себе, к другим, к происходящему.

Другие процессы и явления находятся в ведении современного человека, и он вновь обнаруживает бессилие по отношению к ним, поскольку не утратил внутреннюю вертикаль ценностных оснований и смыслов для реализации разворота к себе, к миру и к другим людям. Внутренняя истина и правда могут быть для современной личности такой вертикалью, смысловыми ориентирами его деятельности. Важной задачей становится обеспечение трудной и каждодневной работы по поиску истины и правды на различных уровнях, а также их интеграция друг с другом. Речь идет о согласованности личной и общественной истины и правды, внутренней и внешней в условиях наблюдения и тишины.

Эта задача не может быть реализована в рамках общества потребления, разворачивающихся процессов глобализации и технологизации нашего общества. Эти три составляющие современности вместе с приносимыми благами для современного человека одновременно выступают и в роли самых сильных искушений, которые как оказалось, он не способен вынести. Они лишили его разума, воли, мужества, стойкости и духовности. Доминантой стала экономическая сфера и материальная составляющая [1]. Главная опасность феноменов глобализации, технологизации и внедрения норм культуры потребления заключалась в их внезапности. В определенный исторический момент развития нашего общества они внезапно, очень быстро стали реалиями современного человека. Отчасти внезапность была спровоцирована дефицитом благ и услуг в советском и постсоветском обществе.

Другой причиной стала внутренняя незрелость человека, пустота его мира, а также стремление к формированию и развитию духовности в рамках отдельных элементов культурного поля (искусства в различных его формах и проявлениях). Духовная тоска по духовности компенсировалась доверием к внешним источникам общественной жизни, к значимым сообществам, к государству, историческим лидерам. Фокус внимания был направлен во внешнюю среду, во внешние обстоятельства жизни, что исключило обращение человека к самому себе, к собственной истине и правде [2].

Истина и правда стали фрагментарными, редкими и не интегрированными в поле официальной культуры и в ценностные основания человека [3, с.152-227]. Они противоречили возникающим и активно развивающимся нормам культуры потребления. К числу таких норм можно отнести потребление товаров и услуг, многократно превышающих потребности человека. Товары и услуги становятся центром и смыслом жизни, ценностями современного человека. Важно потребление как самоценность и самодостаточный процесс, потребление ради самого потребления. Внешние источники в значительной степени поощряют это с помощью эффективного маркетинга, таргетированной рекламы, встраивания параметров ненадежности в современную технику. В современных условиях невозможно купить технику на 20, 30, 50 лет. Она слишком быстро технологически устаревает (мобильные телефоны) или выходит из строя (стиральные машины при бережном режиме функционирования служат не более пяти лет).

Мы получили не только технологически развитую культуру, но и дискурсы, соответствующие ей. Обсуждения товаров, услуг, мест покупок и брендов вытеснили обсуждение важных мировоззренческих тем и вопросов. Эти процессы особенно тяжелыми по своим последствиям проявились в молодежной среде и для людей, оказавшимися в кризисных ситуациях (ситуациях личностных и экзистенциальных кризисов). Технологические игрушки вытеснили духовность в современном человеке. Духовное поле предлагает работу, не легкий и долгий труд по выстраиванию внутренней вертикали человека из тишины, из внутренней обращенности к себе, к Богу.

Технологические усовершенствования упрощают жизнь современного человека, экономят его время и усилия и направляют их на многочисленные развлечения [4]. Развлекательный контент стал доминирующим в сфере образования, жизнедеятельности человека, в профессиональной и личной сферах, в сфере культуры и затронул даже религию. Вынести искушение развлечением оказалось непомерно тяжело. Мы получили «поколение с опущенными головами», «скучающее поколение», «тоскующее и депрессивное поколение». В человеке возникает и укореняется тоска по духовному, настоящему, по истинному. Такая тоска оказывается очень тяжелой, поскольку отличается неопределенностью.

Человек устремляется к такому состоянию, которого он не знал. У него нет опыта проживания со-работничества с Богом; благости, как высшего счастья; служения Богу и ближнему. Современный человек оказывается лишенным опыта выхода за границы собственной личности с помощью преодоления замкнутости опыта