«С какого возраста я себя помню?» Если каждый из нас задастся этим вопросом, то прозвучат, конечно, разные цифры, но речь, скорее всего, пойдет о возрасте 3-5 лет. С этого возраста начинается наша сознательная память – ребенком уже освоена речь, у него появляется так называемый «поток мыслей», он собирает информацию о мире и анализирует…
Эмоции может испытывать уже эмбрион – даже едва-едва сформировавшийся. Просто они еще достаточно примитивны – зато сильны. И одно из основных доступных в утробе матери переживаний – страх.
Воспоминания обо всем, что с нами произошло, хранятся в нашем теле, в том числе – о наших чувствах.И большинство телесных недугов – следствие вытесненных из Сознания чувств. Где в теле поселилось чувство – там и проявляется болезненный симптом. Это как бы сигнал от чувства: «Посмотри на меня!»
Психосоматика — направление в медицине, которое изучает связь души и тела («психос» — душа и «сомос» — тело). Слышали выражение: “все болезни — от нервов”, в этом есть доля истины. “Спрятанные” внутри эмоции приводят к заболеваниям.
По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения 45 процентов заболеваний связано со стрессом, а 30–50 процентов посетителей поликлиник нуждаются не в лекарствах, а в психотерапии. К сожалению, врачи плохо распознают психосоматические нарушения
Вы можете соотнести свой опыт и расширить знания о собственных страхах.
1. Если страх живет в ногах, это говорит о нехватке опоры в жизни, устойчивости, о Бессознательном ощущении «Мне не на кого опереться», «Не стою твердо на своих ногах». Не хватает стабильности, нет уверенности – в себе, мире, в завтрашнем дне…
2.Таз сигнализирует о страхах в сексуальной сфере. Поселившись там, они могут как приводить к болезням, так и мешать здоровой оргазмической разрядке: согласно исследованиям, большинство женщин, причем в разных странах, симулирует оргазм. И за подобной аноргазмией стоят в первую очередь страхи.
3. В животе живет страх за жизнь, не даром это однокоренные слова. Страх поселяется там в ситуациях угрозы для жизни – она могла быть и не реальной, просто так воспринимаемой. И хотя опасность прошла, для Бессознательного она еще актуальна – оно постоянно настороже, настоящее расслабление и чувство безопасности становятся недоступны.
4. Район диафрагмы, включая желудок и солнечное сплетение: там обосновались социальный страхи, то есть связанные с социальной жизнью. Смущение, стеснительность, робость, стыдливость – это проявления наших социальных страхов «не соответствовать», «быть отвергнутым обществом»…
5.Грудная клетка: вмещает страх одиночества, страх «отвержения меня как личности», в отличие от страха «отвержения меня как члена социума», что было в п.4. Глубоко в груди сидит ощущение своей «неправильности», «недостойности», «неполноценности». Убеждение «Я плохой, поэтому я буду отвергнут миром».
6.Руки говорит о страхе контактировать с миром, потому что на бессознательном уровне он воспринимается как враждебный, не принимающий. Страшен мир в целом – и для этого нет логического объяснения, доводов, это эмоциональное ощущение. Поэтому люди с такой установкой предпочитают выбирать профессии, требующие минимум контактов с миром: за монитором компьютера и т.д.
Чем может быть вызвана болезнь у ребенка?
1. Следствие запрета на эмоции. Когда не принято проявлять свои эмоции: “не плачь”, “не грусти”, “не ори”,”не злись” и пр. Если ограничения имеют разовый характер (от случая к случаю), то это не должно привести к возникновению заболевания, в отличие от систематического запрета.
2. Желание привлечь к себе внимание. Чрезмерная занятость взрослых приводит к тому, что ребенок ощущает дефицит внимания к своей личности. Когда маме и папе постоянно не хватает на него времени. Все меняется, когда ребенок заболевает. Стоит только заболеть, как о нем начинают заботиться, слушать, ухаживать, тревожиться. Сюда же относится и разлука. Если провести аналогию с народными высказываниями, то здесь хорошо подойдет фраза: “ребенок так сильно скучал, что заболел”.
3. Тревожность у ребенка. Дети, имеющие подобную черту, часто беспокоятся (“а смогу ли я”, “точно не опоздаю ли”; “а будут ли со мной дружить”, “понравится ли это другим”).
4. Стресс и депрессия. В таком случае, физическая болезнь стает возможностью организма уйти от переживаний и травмирующей ситуации. Например: болезнь перед контрольной или экзаменом, болезнь после потери любимого питомца. Стрессовые ситуации опасны тем, что они вызывают шквал переживаний и волнений, с которыми организм не способен справиться.
5. Когда в семье не ладится (частые ссоры, срывы на ребенка, невысказанные обиды), ребенок часто страдает от простудных заболеваний, болезней горла и дыхательной системы.
6. Если родители в разводе или расстались, болезни или травмы могут иметь вторичные выгоды для ребенка - служить поводом воссоединения семьи, когда родители объединяются, чтобы ухаживать за ребенком.