Начинаю рассказ в четырёх частях о коротком визите в ноябрьский, почти зимний город на Неве. Поездка была в основном посвящена встречам со знакомыми и раздаче им моей книги, но выкроил время и на прогулки. Это был, если не ошибаюсь, мой 6-й приезд в этот город, основные достопримечательности осмотрел раньше, так что «открыточных» видов не ждите. В первой части в утренних сумерках прогуляемся от Московского вокзала по району, известному как Пески.
Выхожу из поезда, отношу вещи в стоящую здесь же, на площади Восстания, гостиницу «Октябрьская» и до обеда отправляюсь бродить по району, пытаясь пройти теми улицами, по которым не ходил в предыдущие приезды.
Место «гражданской казни» Н.Г. Чернышевского в Овсянниковском саду. Памятный знак, установленный в 1988 году, представлял собой «конторку» с бронзовой мемориальной доской, но сейчас от него остался лишь маленький постамент. Куда дели сам знак, неизвестно.
Церковь Шестоковской иконы Божией Матери (1897-1900) на улице Старорусской, принадлежит Русской православной церкви, но при этом относится к грузинской общине.
Жилой дом (1956, арх. А.В. Васильев, создавший также ансамбль Пискарёвского мемориала) на улице Новгородской. За домом возвышаются трубы ТЭЦ, придающие ему сходство с надвигающимся пароходом.
По Новгородской прохожу пару кварталов на север и бросаю взгляд назад.
Новгородская улица идёт между Суворовским проспектом и Синопской набережной Невы, в сторону Смольного. Фактически это уже не совсем исторический центр города, так что тут много и современных зданий.
Площадь на стыке улиц Тульской, Новгородской и Бонч-Бруевича. Это место уже совсем недалеко от Смольного, но туда я не дошёл и повернул налево.
Здесь преобладает сталинская застройка.
Уличная скульптура неоднозначной эстетической ценности.
Пересечение Тульской и Ярославской. В этом районе многие улицы с конца 19 века носят имена российских городов.
Это уже угол Суворовского проспекта.
Улица Одесская с моделями исторических фонарей.
Потому что именно здесь жил и работал изобретатель лампы накаливания А.Н. Лодыгин.
Скульптура фонарщика.
Мемориальная доска Дмитрию Филиппову, руководителю штаба по строительству БАМа.
А в этом здании, как свидетельствует доска, находился интернат для испанских детей, многие из которых, взрослея, уходили на фронт защищать Ленинград (в том числе и от своих же соотечественников из «Голубой дивизии»).
Краснокирпичный доходный дом на улице Кавалергардской, построенный в 1877 г. архитектором В.А. Шрётером (кстати, автором нашего иркутского театра).
А в этом доме жил Михаил Бруснев, организатор одного из первых марксистских кружков в Петербурге, позже сосланный в Якутию и побывавший в иркутской пересыльной тюрьме. В нашем городе его встречал ссыльный Леонид Красин, также состоявший в его кружке.
Памятник петербургскому городовому у здания МВД.
Дальше иду по Суворовскому проспекту в южном направлении.
Здесь чередуются сталинки и дома дореволюционных времён.
На ремонте – здание военной академии связи им. Будённого. Памятник не Будённому, а императору Александру II. Здание построено в 1901 г. для Николаевской академии Генштаба.
Сквер на углу Суворовского проспекта и 9-й Советской.
Чуть в стороне от проспекта – храм Рождества Христова на Песках.
Тихая улица Дегтярная, идущая параллельно Суворовскому проспекту. Здесь мне почему-то на миг показалось, что я попал в Кронштадт.
Благовещенский храм (кон. 19 в.) на углу Дегтярной и 5-й Советской.
Здание НИИ гематологии и трансфузиологии – здание Свято-Троицкой общины сестёр милосердия (кон. 19 века).
Выхожу к Невскому проспекту. Здесь на сегодня остановимся, а в следующий раз продолжим путь по юго-восточной части центра Петербурга, иногда с совсем не питерскими видами.