Найти тему
ForPost. Лучшее

В России остановят деградацию высшего образования

Оглавление

Чем плоха Болонская система, и что могло стать последней каплей.

Коллаж ForPost
Коллаж ForPost

По мнению Президента России Владимира Путина, уже давным-давно назрела острая необходимость изменить обучение в высшей школе. Об этом он заявил, обратившись к Федеральному Собранию.

Подпишитесь на наш Телеграм-канал, чтобы быть в теме.

Высшее образование должно объединить в себе всё самое лучшее, что было уже годами наработано в его системе ещё в период Советского Союза и нынешнего положительного опыта, подчеркнул глава государства.

Пора что-то менять

Он отметил: реформа высшего образования будет проводиться очень продуманно и плавно. И уточнил, что «вышка» должна перестраиваться согласно трём основным принципам.

Первый — это традиционная российская базовая подготовка специалистов, которая будет продолжаться на протяжении четырёх-шести лет, в зависимости от специальности, отрасли и запроса рынка труда. При этом программы в вузах могут быть собственные.

Второй принцип — в магистратуре или ординатуре можно будет получить дополнительное образование.

Ещё по теме: Ректор МГУ призвал сохранить бакалавриат и магистратуру в России

Третий — аспирантура как следующая ступень образования. Её цель — взрастить новые кадры для преподавательской деятельности и науки.

Сейчас все студенты будут продолжать обучение по существующим программам. Уровень подготовки специалистов, уже получивших образование по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, пересматривать никто не будет.

Так же глава государства обратил внимание на то, что среднее профобразование тоже нуждается в наставниках, которые приобрели свой опыт в реальном сложном производстве.

Уже в эту пятилетку Россия должна получить миллион специалистов рабочих профессий, труд которых будет востребован для ключевых отраслей: в атомной промышленности, в фармацевтике, в оборонно-промышленном комплексе, в робототехнике и электронике, пояснил президент.

Следует, наверное, напомнить и о том, что Министерство образования и науки ещё летом прошлого года сообщило о выходе России из Болонского процесса и начала разработки собственной системы высшей школы.

Ещё по теме: Болонский выход: что стоит за отказом от бакалавриата и магистратуры

В угоду Западу?

Власти России будут идти в направлении бесплатного первого высшего образования, которое гарантировано Конституцией РФ, считает депутат Госдумы Сергей Миронов.

Сейчас Россия отходит от «злосчастной противной Болонской системы» и забывает про «убожество под названием «бакалавриат» и у неё будут «нормальные специалисты». Следующим пунктом будет отправление в забвение «очередного убожества» вроде ЕГЭ, уверен парламентарий.

Правда, для этого надо вернуться к образованию, которое ранее было признано лучшим в мире.

Ещё по теме: Людей, навязавших России бакалавриат, потребовали привлечь к ответственности

Решение о реформировании высшего образования, которое принял Президент России, имело под собой несколько причин.

Первая — это сама ситуация, которая сложилась в стране за время его президентства. Вторая — это те внешние и внутренние вызовы, которые в последний период времени были брошены нашей стране, считает Наталья Киселёва, кандидат политических наук, руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества.

Россия совершенно не нуждалась в Болонской системе. Она стала причиной деградации отечественного высшего образования. Тем более, что эксперты высшей школы говорят об отказе от неё уже давным-давно.

Собеседница ForPost надеется, что реформирование высшего образования России осуществится без каких бы то ни было проблем. Его нельзя провести лишь одним росчерком пера. К этому процессу нужно подойти очень качественно, проработав все курсы, объёмы программ и методы обучения, отметила Наталья Киселёва.

Она считает, что у Болонской системы было несколько слабых звеньев. Одно из них — это деление программ на бакалавриат со сроком обучения четыре года и магистратуры с шестилетним сроком подготовки. И сделано было это не для того, чтобы повысить качество образования, а лишь для того, чтобы российская система образования соответствовала стандартам западных вузов.

То есть мы готовили своих студентов для того, чтобы они уезжали из страны и работали за границей?.

Второе звено — это введение самых различных обучающих курсов. И всё это тоже согласовано с западными вузами. Таким образом, в угоду чужой системе образования мы вновь отказываемся от своей национальной системы даже в наборе курсов.

Следующее звено — бюрократическая карусель, усложняющая работу преподавателей. Они вынуждены заниматься многочисленными бумажными документами, вместо того, чтобы обучать своих студентов.

По этому поводу звучало много обещаний, что нагрузка на документацию снизится.

Правда, увы, её стало гораздо больше, констатировала кандидат политических наук.

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.словам Сергея Миронова