Только что прочитав роман о жизни Винсента Ван Гога, могу с уверенностью сказать, что это одна из лучших книг о поиске творческим человеком себя и путей в жизни, которую только приходилось читать. Рядом можно поставить разве что «Луну и грош» Моэма о Гогене и, быть может «Творчество» Золя о Сезанне, если судить по отзывам компетентных читателей, самому этот роман Золя пока читать не доводилось. Книга Стоуна захватывает не сразу: ведь сначала Ван Гог был продавцом картин и самоотверженным, отдающим всего себя протестантским проповедником в шахтерском городке, он долго искал себя, вплоть до 27 лет. Художником он стал лишь в последние десять лет своей жизни благодаря каторжному, самоотверженному труду на износ. Стоун показывает Ван Гога гениальным самоучкой, ни дня не учившемуся художественному ремеслу, но ставшему благодаря изнуряющей дух и плоть работе настоящим профессионалом.
Борьба Ван Гога с нуждой, его подлинная работа «для вечности» (ведь за всю его жизнь была продана лишь одна его картина – «Красные виноградники в Арле», да и то незадолго до его смерти), его привязанность к жизни простого люда, всевозможные кризисы и пересмотр своей художественной манеры на сто процентов, чисто художественные тонкости ремесла отверженного миром живописца, споры с коллегами в Париже и многое другое… Чем только не полна эта замечательная книга! Главной задачей автора было подчеркнуть, что для профессионала искусства можно быть счастливым и в страдании, и в несчастье, лишь бы огонь вдохновения сопровождал художника до самой его смерти. Из «Жажды жизни» складывается впечатление, что Ван Гог в конце концов выгорел, творчески истощился и именно это в итоге стало причиной его сумасшествия и самоубийства.
Жизнь во имя творчества, во имя работы – вот каким был путь Ван Гога, которого, понимал, наверное, лишь один человек не свете – его брат Тео. Замечательный характер этого человека, его жизнь по сути лишь для того, чтобы его брат мог творить, очень хорошо раскрыт в книге Стоуна. Винсент не щадил себя, работая от зари до зари, и в конечном итоге стал жертвой своего вдохновения, того огня творчества, который выжигал его изнутри, так что в итоге не осталось в нем ни одного, не опаленного этим огнем живого места. Порой, пишет Стоун, в пору расцвета своего гения Ван Гог писал по картине в день: долго ища себя, он наконец-то нашел свой стиль, свою палитру, свою манеру. Это случилось в Арле, где работа стала для Ван Гога особо изнуряющей и в конечном итоге подорвала его здоровье.
Однако, «Жажда жизни» - книга совсем не пессимистическая, несмотря на финал и уж точно не мрачная, ведь автор вместе со своим героем показывает и доказывает непопулярную в буржуазном мире, но такую простую истину, что можно всю жизнь протрудиться, будучи совершенно не признанным миром и прожить в каждодневной борьба с нищетой. То есть фактически несчастным человеком, без семьи, жены и детей, без работы и гарантированного будущего, но при этом прожить жизнь счастливо – в профессии, занимаясь неблагодарным, но таким нужным тебе трудом, своим призванием. И не так уж важно, что твое призвание так и не станет, возможно, для тебя источником дохода, карьеры и славы, ибо тот творческий огонь вдохновения, который не дает тебе покоя ни минуту будет постоянно требовать выхода, и ты будешь обязан его выражать, как умеешь, как можешь, день за днем.
«Жажда жизни» Ирвинга Стоуна – удивительно живая, светлая книга даже в сравнении с более мрачным романом Моэма «Луна и грош», ибо она вовсе не о творческом эгоизме гения и бросании им в топку таланта своих близких. Как раз наоборот, жизнь Ван Гога стала для Стоуна образцом полной самоотдачи до самого конца, окончательного выгорания совсем еще молодого человека, положившего на алтарь искусства всего себя и погибшего в жертвенном всесожжении. Однако, это еще и книга о счастье, которое талант обретает в самовыражении, даже если вся остальная жизнь – всего лишь ком страданий, неурядиц и каждодневных бед.