Найти тему
Катехизис и Катарсис

Вокзалы БАМа, огромные и пустые

Залог будущего, которое так и не наступило. Шедевры архитектуры среди бескрайней тайги

«БАМ — стройка века».

Под таким лозунгом развернулось на закате Советского Союза воистину грандиозное строительство. Байкало-Амурская магистраль — одна из величайших железных дорог не только СССР, но и всего мира. И она стала поистине легендарной. Впору говорить о феномене БАМ.

Четыре с лишним тысячи стальных километров (без учёта ответвлений) через тайгу, болота, вечную мерзлоту, прорубая высокие горы и пересекая широкие реки. Безлюдные дикие земли, где впервые ступала нога человека. "Там где раньше тигры гадили мы построим магистрали" — это как раз из БАМовского фольклора.

Несмотря на суровые условия на магистраль возлагали большие надежды и поэтому строили с размахом. Вдоль колеи планировались города с населением в десятки, а то и сотни тысяч жителей, новые промышленные и логистические центры. Однако этим задумкам не суждено было осуществиться. Хоть железную дорогу построили, но функционирует она не как предполагалось, да города, так и не выросли.

Я неоднократно бывал на БАМе, но до сих пор поражаюсь масштабами этого неслыханного трудового свершения.

Одними из главных памятников честолюбивым идеям стали великолепные вокзалы. Над ними работали лучшие архитектурно-строительные коллективы, при их возведении не скупились, ведь вокзал и тогда и сейчас главные ворота, лицо города. Почти все здания построены по индивидуальным проектам.

А так как БАМ был объявлен всесоюзной стройкой, сооружение участков распределили между городами, областями и республиками. Москва и Новосибирск, Молдавия и Узбекистан, Кавказ и Прибалтика. Их представители хотели выгодно выделиться на фоне других. Думаю этим главным образом и объясняется такое разнообразие и величественность вокзалов БАМа — своеобразных памятников человеческим амбициям.

Ныне масштаб вокзалов на БАМе удивительно контрастирует с безжизненностью и пустотой. Ведь рассчитаны они были на количество пассажиров, в десятки, а то и в сотни раз превосходящее нынешнее. Так и стоит огромная холодная махина, которой позавидует иной областной центр, а вокруг несколько зданий небольшого посёлка да безбрежное пространство дальневосточной тайги.

В данной подборке некоторые интересные здания из увиденных автором (далее в подписях к фото)

Статья Александра Кораблева