В одном из ранних выступлений известной команды КВН «Мегаполис» была зарисовка на тему картины «Грачи прилетели». Как сейчас помню: «Так, что это у нас? «Грачи прилетели», а в руках у них билеты». «Знаете, Эдуард, пугают не сами билеты, а то, что у грачей руки!» Но это, конечно, шутка юмора, и к моему сегодняшнему рассказу имеет лишь косвенное отношение.
Так, действительно, что же не так с известной картиной? Может быть, вы думаете, что грачи – вовсе не грачи, а какие-то таинственные и зловещие силуэты, предвестники чего-то мрачного... Вовсе нет, с картиной Саврасова дело обстоит несколько иначе. Вспомните это легендарное полотно. Кривоватые березки, обветшалая церковь, голубое небо с будто размазанными кистью облаками – так душевно, так по-русски.
Для карьеры Саврасова эта картина стала ключевой, ведь именно с нее началась история русского лирического пейзажа, а Саврасов вошел в историю как отец-основатель этого жанра. Однако ради создания сего шедевра художнику пришлось принести «в жертву» целый населенный пункт. Как так получилось? Сейчас расскажу.
В начале 1871 года Саврасов взял отпуск в училище, где в то время преподавал, и отправился на Волгу. Какое-то время он провел в Ярославле, а затем приехал в Костромскую губернию в село под названием Молвитино. Во второй половине 19 века Молвитино считалось вполне себе процветающим селом с более чем 200 дворами, каменными зданиями, гостиницами, улицами, вымощенными булыжниками и памятником Александру II.
Кроме того, Молвитино считался еще и деловым центром – там работало мощное производство мужских шапок, и каждый год проводилась конская ярмарка, а в просторный Гостиный двор постоянно съезжались торговцы. В общем, все в том же 1871 году, когда Саврасов попал в Молвитино, село находилось в зените своего экономического развития.
И тем более странно, что на картине, на которой собственно и изображен пейзаж Молвитино, едва ли считывается процветание и благополучие данного села. Как будто художник специально повернулся спиной к лицеприятному Молвитино и решил показать публике совершенно другую его сторону – не такую лощёную, что ли.
Может быть, конечно, все было именно так, но не будем забыть об одной детали – Саврасов был передвижником, а передвижники, объединившись в артель, организовали «Товарищество передвижных выставок» не просто так. Тогда они боролись за правду в искусстве и пытались сделать его доступнее для простого народа. Именно поэтому передвижники и разъезжали по России со своими выставками.
Однако альтруизмом тут и не пахло. Народу, конечно, картины показывать нужно, но и заработок от продажи картин никто не отменял. Как говорится, любовь любовью, а отношения у передвижников с публикой были все же рыночные. А там, где рынок, запросы аудитории всегда выходят на первый план. И передвижники, как великолепные маркетологи, почувствовали, что именно сейчас самое время показать народу правду.
Люди готовы смотреть и воспринимать все эти кривые березки и обшарпанные сараи, и в целом Саврасову удалось отработать этот запрос публики. Так что на картине «Грачи прилетели» изображено очень даже благополучное село со своей не слишком привлекательной изнанкой. Что ж, и такое тоже бывает...
Но это еще не все нюансы, делающие картину «Грачи прилетели» по-своему загадочной. Помните ту самую, повидавшую виды церковь, изображенную на полотне? Так вот, в далеком прошлом на ее месте располагались деревянные церквушки, которые впоследствии несколько раз перестраивались.
Постоянная каменная церковь, которую, собственно, и увековечил Саврасов на своей картине, была построена в 1850-х годах. Большинство исследователей полагают, что это Воскресенская церковь в поселке Сусанино, что в Костромской области. Однако есть и не согласные с данной теорией.
С приходом советской власти церковь закрыли. Из нее были изъяты все церковные ценности, а в здании разместилось зернохранилище. Восстановление же исходного облика церкви началось лишь в 70-х годах прошлого века и закончилось в 1988-ом. Сегодня в помещении отреставрированной церкви функционирует экспозиция районного музея, посвященная подвигу Ивана Сусанина.
Но перейдем к самом интересному. Ракурса, с которого Саврасов писал храм, на самом деле не существует. Чтобы добиться такой точки обзора Алексею Кондратьевичу пришлось бы поднять в воздух, метров на 20, скажем, дрон, сделать фотографию и уже потом перенести изображение на холст. Но, как мы понимаем, подобными технологиями Саврасов на тот момент не обладал, а значит, должен был писать церковь, глядя на нее с некой возвышенности.
На деле же перед церковью низина. Получается, что Саврасов придумал этот холм у себя в голове и изобразил на картине. Ну, либо же верхняя часть полотна - это одно место, а нижняя – совершенно другое. Подобное тоже имеет место быть, поскольку пейзаж глазами художника – это, как правило, собирательный образ, и вымысел здесь допустим.
Хотя, если вспомнить, что Саврасов – передвижник, и выступал за правду в искусстве, то подобное размышление уже не кажется логичным.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой канал, где ежедневно выходят мои репортажи, короткие видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!