Как и предполагал адмирал Монтихо вслед за отрядом Арсенио Линареса в море больше никто не смог выйти.
Броненосные крейсера "Магдалена", "Исла де Лусон", "Ла Лавиа" гордо шли вдоль северного побережья Пуэтро-Рико. Им следовали в параллельном кильватере бронепалубные крейсера: "Пенасула", "Буэновентура", "Констанция", "Бланко", "Бланко де Грей", "Резолюшен". Миноносцы "Ордонез", "Вильямил", "Полюкс", "Толедо", "Маринеро Жерано" держались полукругом впереди отряда - авангарда испанского флота в Карибских водах.
Основное вооружение отряда составляли четыре дюжины 7,3-дм/29 калиберных орудий. Орудие было не новое, но скорострельность у него была на достаточно хорошем уровне и составляла один выстрел каждые 27 секунд. Дальность действия 4,2 километра или 22 кабельтова.
Им на перерез гордо шли под полосатым флагом четыре броненосца: "Миссиссипи", "Юта", "Висконсин", "Род-Айленд" и восемь броненосных крейсеров "Сан Диего", "Норшемпдтон", "Канберра", "Миссула", "Питсбург", "Сиэттл", "Даллас" и "Колумбус". Как легко заметить, броненосцы названы в честь штатов, а броненосные крейсера в честь городов. Основным оружием броненосцев с железной 13-дм броней стало 9,2-дм орудие, а на броненосных крейсерах 7,7-дм. Но у вторых был очень развит средний калибр из 14, на каждом корабле, 4,3-дм (109 мм) орудий.
Адмирал Арсенио Линарес решил драться, но самоубийцей он не был. И когда ему доложили о противнике на горизонте, примерном составе сил, он решил отходить, но на скорости в 15 узлов, чтобы у противника были шансы догнать, а нашим миноносцам и крейсерам удалось бы выйти в минную атаку на корабли противника.
Но тут у него прибавилось седых волос, так как четыре миноносца и три бронепалубных крейсера стали совершать циркуляцию на встречу друг другу! Произошло и столкновение флагманского броненосного крейсера "Ла Лавиа", названного в честь флагмана Левантийской эскадры в сражении 1588 года, с броненосным крейсером "Исла де Лусон". Последнему приказано было сбавить ход. Да и вообще ход всей эскадры вытянувшейся в полоску было приказано держать 12 узлов.
Боевое соприкосновение было приказно держать миноносцу "Ордонез", и вскоре в него полетели снаряды с трех кораблей противника. Он прибавил ход до максимального 31 узла и отошел к своему отряду, оставив американцев за кормой. Но, далее, надумал гарцевать вновь перед неприятелем и 4,3-дм снаряд попал в одну из мин и вызвал взрыв с гибелью 4 матросов. К счастью ход у "Ордонеза" не упал и он отошел под защиту крейсеров.
Затем последовал период неопределенности, когда испанский адмирал не знал, следует ли за ним противник или нет. Послать на разведку какой либо корабль значило потерять его. Арсенио Линарес только хотел отдать всему флоту приказ поворота на 180 градусов, но вынырнул и дымки тумана американский миноносец "Breaker" (Выключатель) и весь огонь сосредоточился на нем, но безрезультатно, так как испанские моряки безбожно мазали.
Но, в тот период, как испанские броненосные крейсера сосредоточили свой огонь на юрком миноносце противника американцы добились шести 5,4-дм попаданий по крейсеру "Магдалена", одного 4,1-дм и трех 3,2-дм.
Крейсер стал находиться в плачевном состоянии. Пожар в центре корпуса и затопления в корме дополняли нелицеприятную картину. Вскоре "Магдалена" исчерпала запас плавучести и устремилась ко дну.
Гибель от 22 двух попаданий броненосного крейсера пагубно подействовала на испанцев. Капитан бронепалубного крейсера "Резолюшн" попытался уйти с курса и атаковать минами броненосный крейсер американцев "Сателлит", но получил три попадания 4,7-дм снарядами и одно 5,4-дм. Он отвернул к своему строю.
Тут Линарес приказал создать кильватерную линию, так как на горизонте маячило всего лишь пара броненосных крейсеров американцев, но к моменту её построения выползли два броненосца и пять броненосных крейсеров и испанский адмирал был вынужден отдать приказ: "Поворот все вдруг".
И испанские корабли стали отстреливать американские на отходящих курсах. Капитан миноносца "Ордонез" Санчос доложил, что все торпеды он выпустил безрезультатно по противнику и на атаку броненосного крейсера "Канберра" был отправлен миноносец "Плутон".
Тонет американский крейсер "Сан Диего", причем от чего, непонятно...
Атака "Поллюкса" увенчалась успехом лишь в ходе его проведения. Из трех мин в цель попали две, но не взорвались!!! "Канберра" в ответ помимо множества снарядов тоже выпустил мину, надеясь больше сбить противника с курса, нежели утопить. Но, затем началось его избиение, а затем и затопление. В атаку устремились "Толедо" и "Вильямил", от их мин, полученных в носовую оконечность пошел ко дну броненосный крейсер "Канберра", который стал вторым броненосным крейсером янки потопленным в ходе этого боя. К сожалению два храбрых испанских миноносца постигла судьба "Поллюкса".
Произошел "золотой выстрел" с испанских кораблей 7,3-дм снаряда, который вызвал детонацию боезапаса на броненосном крейсере "Даллас".
В распоряжении испанского адмирала оказалось только два броненосных крейсера и шесть бронепалубных с мощными 7,3-дм орудиями. Ситуация начала сражения повторилась в зеркальном отражении. А именно американский броненосный крейсер "Нордшимдтон" обстреливает убегающий миноносец "Маринеро Жерара", получивший 4,3-дм (109 мм) снаряд, вызвавший затопление насового отсека. Миноносец снизил скорость до 14 узлов и уходил на "одной ноге".
Вся испанская эскадра сосредоточила свой огонь на одиноком американском крейсере "Нордшимдтон". Но, он все же затопил гордый миноносец, а затем в одиночку попал по флагманскому испанскому броненосному крейсеру восемь раз.
Адмирал Линарес какое то время пробыл на паровом катере, а затем перешел на броненосный крейсер "Исла де Лусон". Броненосный крейсер, тем временем, совместно с бронепалубными крейсерами "Бланко" и "Констанца" вел перестрелку с броненосными "Питтсбургом" и "Миссулой" у которой горела вся корма.
В данный момент времени сражение разбилось на два эпизода. Первый атака мощного "Нордшимдтона" четырьмя бронепалубными крейсерами, а второй эпизод был у броненосного "Исла де Лусон", против двух американских противников. Как сложиться дальнейшее развитие событий было совершенно не очевидно.
Но вскоре бронепалубные крейсера "Пенасула" и "Бланко де Грей" 7,3-дм и 4,7-дм снарядами отправили опытного и опасного противника с командой из кадетов на дно, а вот броненосному "Исла де Лусону" слегка не повезло, впрочем, как сегодня и всем испанским броненосным крейсерам. У него была выбита кормовая башня 6-дм орудий и не вращалась.
Капитану крейсера "Резолюшен" дону Альваресу надоели разброд и шатания в своей эскадре и он приказал шедшим рядом "Буэновентуре", "Бланко де Грей" и "Пенасуле" встать ему в кильватер и организовать хоть какое то подобие порядка. В составе кильватера он принялся догонять два американских броненосных крейсера. Вскоре его отряд открыл огонь по "Питтсбургу" и "Минесуле".
Его усилия принесли плоды. Броненосный крейсер "Питтсбург" за небольшое время получил 7,3-дм попадание в подводную часть корпуса, и несколько 4,7-дюймовых. От возникших пожаров и затоплений крейсер пошел на дно. Теперь крейсер "Миссула" оказался один под огнем всей испанской эскадры. По нему ведут огонь пять бронепалубных крейсеров испанцев, и как показывает практика снаряды испанцев вполне в состоянии нанести урон янки. Вел огонь и броненосный "Исла де Лусон", но у него выбита башня не только с 6-дм калибром, но и с 7,3-дм. В него попало шесть 109-мм снарядов с американских крейсеров, вызвавшие обильные внутренние затопления. Крейсер был вынужден застопорить ход, для заделки пробоин.
Перестрелка продолжалась, и испанским артиллеристам никак не удавалось нанести "Миссуле" тяжелые повреждения. Более того, ему на помощь подошли еще два броненосных крейсера "Сиэтл" и "Колумбус". "Исла де Лусон", тем временем, не справившись с обильными затоплениями отправился кормить рыб.
Капитаны крейсеров "Бланко" и "Констанца" решили, во что бы то ни стало, отправить американца на дно и погнались за ним. Во время погони "Миссула" получил одно 7,3-дм, пару 4,7-дм и шесть 2-дм попаданий, что подчеркивает и важность мелкокалиберной артиллерии. Но и "Констанца" получил три 109-мм гостинца, а "Бланко" только два.
Броненосный "Миссула" выпустил в преследователя самодвижущуюся мину первым, но она прошла мимо. Мину выпустил и "Констанца", она угодила в американский крейсер но, не взорвалась!! (2й подобный эпизод). Но, "Миссуле" и данного толчка оказалось достаточно, так как он тек как друшлаг и вскоре стал тонуть. За ним притаился "Констанца" и успешно стал исправлять свои повреждения.
Во время отхода, бронепалубный крейсер "Бланко" получил попадание 4,3-дм снаряда в аппарат для пуска самодвижущихся мин, и произошло не только затопление носовых отсеков, но и гибель 50 человек, а это 20% экипажа, что очень много.
Но, видимо испанцем помог Бог, которому они так усердно молятся, оба бронепалубных крейсера устранили все повреждения и смогли выйти из под огня. Но, тут обнаружилась другая беда. На эскадре защищающей проход между островами закончился уголь. На "Буэновентуре" осталось 15%, на "Бланке" 17%, на "Бланко де Грей" 18%. Лишь "Резолюшен" с 38%, "Констанца" с 30% и "Пенасула" с 31% бросились за американским "Колумбусом", впрочем последний испанский крейсер был далеко и огонь вели первые два. Так как, во первых именно "Колумбус" вызвал детонацию мины на бронепалубном "Бланко", а во вторых шанс был.
Погоня за американцем началась. Но, в том, то и сила американцев, что они помогают друг другу и приходят на помощь. Так и здесь к "Колумбусу" присоединился "Сиэтл" и еще бронепалубный крейсер. Американские броненосные получили каждый по одному 7,3-дм снаряду. Причем, на "Колумбусе" снаряд заклинил носовую башню с 7,7-дм (195 мм) орудиями и вызвал пожар.
Пострадал уже и догоняющий "Констанца", так как у него было затоплено румпельное отделение и выбито стоявшее не верхней палубе 4,7-дм орудие. Был опознан и бронепалубный крейсер американцев "Святой Павел" с пятью 5,4-дм (137 мм) орудиями.
Он яростно посылал свои 55-кг бронебойные и 40-кг фугасные снаряды по "Резолюшену". Тот отвечал своими 90-кг бронебойными и 65-кг фугасными из 7,3-дм орудия и 27-кг бронебойными и 19-кг фугасными из 4,7-дм орудия. Вскоре в "Святой Павел" угодили два 7,3-дм снаряда и вызвали детонацию мин с гибелью 23 матросов.
Вскоре бронепалубные крейсера американцев "Святой Павел" и однотипный "Галвестон" отправились на дно.
Огонь трех испанских бронепалубных крейсеров сосредоточился на "Сиэтле" и "Колумбусе". Правда, "Пенасула" и "Резолюшен", чуть не столкнулись и концевой американский "Колумбус" попаданий тяжелыми снарядами не получил. Зато "Сиэтл" получил три 7,3-дм "подарка" и у него появились течи в корме и было выведено из строя перо руля.
Пострадал и "Резолюшен" в него угодил 7,7-дм (138-кг бронебойный/99-кг фугасный) снаряд и пара 4,3-дм (28-кг бронеб/20-кг фугасный) снаряды. Героический крейсер "Резолюшен" горит и затапливается в корме. Противостояние броненосного крейсера и бронепалубного всегда не в пользу последнего. Так произошло и здесь. Канониры "Колумбуса" пристрелялись и добились еще попаданий как 7,7-дм, так и 4,7-дм. Скорость "Резолюшен" был вынужден скинуть до 12 узлов и исправлять повреждения.
Но теперь не выдержали нервы у капитана "Сателлита". Видя вышедшую на перехват его корабля "Констанцию", он развернулся и опасно сблизился с "Пенинсулой". Крейсера обменялись самодвижущимися минами, но разрывов не произошло. Американец был напичкан 4,7 и 2-дм снарядами и даже одним 7,3-дм. Переборки не выдержали и он стал тонуть. Теперь против всех крейсеров испанцев, уже отведавших крови, остался одинокий "Колумбус", броненосный крейсер и два бронепалубных его не защитили, а были отправлены на дно.
Расстрел продолжался не долго и опять свою роль сыграли 2-дм орудия, а также 4,7 и 7,3-дм снаряды. "Колумбус" оказался десятым кораблем противника отправившимся на дно в этот славный для испанцев день.
Более кораблей на горизонте не наблюдалось и испанская эскадра направилась в родной порт...