Модернизм – это особая дизайн-парадигма, пришедшая на смену дизайну XIX в. и присущей ему классической парадигмой. Модернизм стал тем искомым «большим стилем», который так надеялись найти все те, кто сопротивлялся эклектике конца XIX в. и хотел найти такой путь проектирования вещей (от книг до архитектуры), который учитывал бы новые технологические реалии и выражал бы дух и чаяния современного человека.
Принципы модернизма коренятся в идее создания формы дизайн-объекта на основе его назначения, функционирования, причём функционирования в контексте других вещей. Выражения «форма следует за функцией» и «тотальный дизайн» – главные постулаты модернизма. Отныне, стул, книга или дом получают свой облик не потому, что их внешность красива сама по себе, а потому что их форма помогает удобно сидеть, читать или жить.
Разумеется, забота об удобстве пользования тем или иным предметом была присуща дизайнерам и раньше. Однако, именно в начале XX века эта забота становится не просто частной задачей дизайнера, а принципом дизайн-мышления. Что это значит? Удобное использование предмета в согласии его функцией означает, прежде всего, работу дизайнера над пространственными качествами изделия, над его размерами, порядком и характером сочетания частей и т.п. Иначе говоря, дизайнер-модернист работает над трёхмерной конструкцией предмета, которой как бы «управляется» внешность вещи. Отсюда возникают прочие черты модернизма: устранение от всяких орнаментов, лепнины, строгой симметрии и др., внимание к лаконизму (и даже минимализму), органичности всех связей как внутри предмета, так и с окружающей средой. Безусловно, модернизм – это сложное явление, едва ли сводимое к перечисленному набору свойств.
Принципы модернизма, в целом, были одинаково присущи всем видам дизайн-объектов. Работая с печатной продукцией, дизайнер, прежде всего, стремился воплотить информационную иерархию того или иного текста, а также создать определённый маршрут чтения текстов и просмотра изображений. Плакат, журнал, книга, визитка – все они представляли собой своего рода «трёхмерную» конструкцию из текстов и изображений, а также линеек и т.п. элементов набора, объединенных друг с другом невидимыми конструктивными связями и, более того, вовлекающих в своё единство окружающее незапечатанное пространство, которое также становилось частью текстово-изобразительной конструкции. Мебель и т.п. объекты промышленного дизайна становились в руках дизайнера такой же, но уже объективно трёхмерной формой, где каждая деталь имела свою функцию-роль и при этом служила общей функции вещи, бывшей, в свою очередь, частной функцией окружающего вещь пространства (здания). Архитектура модернизма приспосабливала формы сооружения к нуждам находящегося в нём человека и к окружающей среде. Это приспособление было различным в разных направлениях архитектурного модернизма, в большей или меньшей степени делавших акцент то на человеке, то на окружающем здание пространстве. Из основных направлений модернизма в архитектуре можно назвать:
1)конструктивизм
2) функционализм
3) баухаус-стиль
4) интернациональный стиль
5)органическая архитектура
Понравилась статья?
Лайк и подписка будут поддержкой развития нашего канала🎨