Найти тему
Artemisia Studio

Общая характеристика модернизма.

Модернизм – это особая дизайн-парадигма, пришедшая на смену дизайну XIX в. и присущей ему классической парадигмой. Модернизм стал тем искомым «большим стилем», который так надеялись найти все те, кто сопротивлялся эклектике конца XIX в. и хотел найти такой путь проектирования вещей (от книг до архитектуры), который учитывал бы новые технологические реалии и выражал бы дух и чаяния современного человека.

Принципы модернизма коренятся в идее создания формы дизайн-объекта на основе его назначения, функционирования, причём функционирования в контексте других вещей. Выражения «форма следует за функцией» и «тотальный дизайн» – главные постулаты модернизма. Отныне, стул, книга или дом получают свой облик не потому, что их внешность красива сама по себе, а потому что их форма помогает удобно сидеть, читать или жить.

Разумеется, забота об удобстве пользования тем или иным предметом была присуща дизайнерам и раньше. Однако, именно в начале XX века эта забота становится не просто частной задачей дизайнера, а принципом дизайн-мышления. Что это значит? Удобное использование предмета в согласии его функцией означает, прежде всего, работу дизайнера над пространственными качествами изделия, над его размерами, порядком и характером сочетания частей и т.п. Иначе говоря, дизайнер-модернист работает над трёхмерной конструкцией предмета, которой как бы «управляется» внешность вещи. Отсюда возникают прочие черты модернизма: устранение от всяких орнаментов, лепнины, строгой симметрии и др., внимание к лаконизму (и даже минимализму), органичности всех связей как внутри предмета, так и с окружающей средой. Безусловно, модернизм – это сложное явление, едва ли сводимое к перечисленному набору свойств.

Принципы модернизма, в целом, были одинаково присущи всем видам дизайн-объектов. Работая с печатной продукцией, дизайнер, прежде всего, стремился воплотить информационную иерархию того или иного текста, а также создать определённый маршрут чтения текстов и просмотра изображений. Плакат, журнал, книга, визитка – все они представляли собой своего рода «трёхмерную» конструкцию из текстов и изображений, а также линеек и т.п. элементов набора, объединенных друг с другом невидимыми конструктивными связями и, более того, вовлекающих в своё единство окружающее незапечатанное пространство, которое также становилось частью текстово-изобразительной конструкции. Мебель и т.п. объекты промышленного дизайна становились в руках дизайнера такой же, но уже объективно трёхмерной формой, где каждая деталь имела свою функцию-роль и при этом служила общей функции вещи, бывшей, в свою очередь, частной функцией окружающего вещь пространства (здания). Архитектура модернизма приспосабливала формы сооружения к нуждам находящегося в нём человека и к окружающей среде. Это приспособление было различным в разных направлениях архитектурного модернизма, в большей или меньшей степени делавших акцент то на человеке, то на окружающем здание пространстве. Из основных направлений модернизма в архитектуре можно назвать:

1)конструктивизм

2) функционализм

3) баухаус-стиль

4) интернациональный стиль

5)органическая архитектура

Проект Дворца труда в Москве (1922-1923 гг., архитекторы Александр Александрович Веснин, Виктор Александрович Веснин, Леонид Александрович Веснин.
Проект Дворца труда в Москве (1922-1923 гг., архитекторы Александр Александрович Веснин, Виктор Александрович Веснин, Леонид Александрович Веснин.
Жилой комплекс Беллависта 1934 г., архитектор Арне Якобсен.
Жилой комплекс Беллависта 1934 г., архитектор Арне Якобсен.
Здание школы «Баухаус» в Дессау 1925-1926 гг., архитектор Вальтер Гропиус, совместно с Адольфом Мейером.
Здание школы «Баухаус» в Дессау 1925-1926 гг., архитектор Вальтер Гропиус, совместно с Адольфом Мейером.
Небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке 1958 г., архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ.
Небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке 1958 г., архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ.
Музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке 1943-1959 гг., архитектор Фрэнк Ллойд Райт.
Музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке 1943-1959 гг., архитектор Фрэнк Ллойд Райт.

Понравилась статья?

Лайк и подписка будут поддержкой развития нашего канала🎨