Одним из основных источников финансирования бюджетного дефицита в Минфине РФ видят займы на внутреннем рынке - об этом уже не раз заявлял министр финансов Антон Силуанов.
Однако, желающих дать в долг государству в России не так уж много. Вчера опять аукцион по размещению нового выпуска ОФЗ был признан несостоявшимся из-за отсутстувия должного количества заявок.
Почему "опять"? Потому что подобная ситуация уже дважды наблюдалась в сентябре 2022 года, когда ведомство возобновило привлечение заемных средств после полугодовой паузы.
Чтобы все же привлечь средства Минфин вынужден был повысить ставку займа, сделав доходность двузначной - более 10% годовых. 10,05%, если быть точным.
Для сравнения, 2 недели назад, 8 февраля, Минфину удалось привлечь средства под 9,8% годовых (на 25 пунктов дешевле).
О чем это говорит? Объясню максимально простыми словами.
Ситуация такова, что на свободные денежные ресурсы внутреннего рынка очень ограничены. Основными инвесторами в ОФЗ выступают банки (а не физлица, как ошибочно считают многие), и вот они не очень то спешат дать в долг государству.
В аналитических отделах банков сидят далеко не дураки, они пользуются профессиональным инструментарием, и потому они способны более грамотно оценить финансово-экономические перспективы, в сравнении с частными инвесторами.
ОФЗ - это консервативный инструмент для инвесторов, главная цель которого не заработать, а сохранить деньги от инфляции. Подробно все самое основное об этих облигациях описал в отдельной статье:
Поэтому покупать ОФЗ есть смысл в том случае, когда их доходность перекроет инфляцию. Как правило, эта "надбавка к инфляции" крайне мала, она составляет считанные доли процента, в лучшем случае (если очень повезет) - 1-2% годовых.
Мы видим, как быстро меняется оценка перспектив банками. Еще 2 недели назад они полагали, что 9,8% годовых - достаточно, чтобы покрыть инфляцию и чуть-чуть заработать, но сейчас - уже недостаточно, уже нужно более 10%.
Поэтому самый первый вывод, который напрашивается - банки прогнозируют разгон инфляции. А не ее снижение, как утверждают в финансовых ведомствах.
Причем речь идет не о каких-то сиюминутных тенденциях, а именно о долгосрочных перспективах, потому что ОФЗ - это надолго.
Вторый вывод: растут риски одалживания денег государству. Особенно на долгую перспективу. И за риски нужно доплачивать, поэтому ставки растут.
Третий вывод: если в таких условиях с трудом удается привлечь около 7 млрд рублей (а именно столько Минфин привлек со второй попытки), то покрывать триллионный дефицит таким образом никак не получится.
Поэтому более крупные объемы ОФЗ будут продавать банкам через операции репо и эмиссию средств (как это уже происходило в ноябре-январе).
Простыми словами, ЦБ будет эмитировать новые рубли и давать их в долг банкам, чтобы те выкупали на них ОФЗ. Подробно описывал эту схему в статье:
К чему приводит эмиссия в больших объемах - думаю, не надо объяснять.
Ко всему прочему, долг начал активно наращиваться (еще год назад он был 16,5 трлн, а сейчас уже почти 19 трлн рублей или 65% годовых расходов бюджета). А его нужно обслуживать по высокой цене (что ведет к росту бюджетных расходов на эти цели) и отдавать.
Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!