На фото изумительный по красоте Петропавловский собор. Он украшал центр Кош-Агача летом 1911 года.
Что меня поразило?
Во-первых, на фоне «простой» местности высится такое сложное строение. Под простой имею в виду орографию: ровное днище межгорной котловины, обрамленное где-то на горизонте грядами гор.
Во-вторых, это невероятного великолепия церковь располагается среди немногочисленных одноэтажных, редкорасставленных домов простой архитектуры.
В-третьих, почти все дома русского типа с крышами, наличниками, ставнями.
В-четвертых, поразила дорога, что упирается прямо в храм. Сразу на память пришло изречение: «дорога к храму».
В-пятых, всадник на коне. Какова его роль в этом кадре?
В–шестых, это небо. На снимке видно, что на нем есть облачность, хотя в Чуйской степи в основном ясно в любое время года.
В-седьмых, на улице пусто. Кроме всадника нет никого.
И подытожу: глядя на фотографию, складывалось полное ощущение, что это «нестыковка миров». Или фотомонтаж.
А вы как думаете?
Это фото наталкивает на и другие вопросы. Например о возможностях церкви и купечества того времени, чьими трудами была осуществлена постройка такого уровня церкви в глубине Алтая и с минимальным населением. Оправдывала ли цель средства?
«…На юге Горного Алтая православие впервые появилось в середине 19 века. В тот периода русские купцы стали осваивать путь в Монголию по Чуйской вьючной тропе. И миссионеры стали совершать поездки в эти места.
Миссионерский стан в Кош-Агаче открыт в семидесятых годах 19 века, когда здесь построен был первый православный храм. Русских тогда в этом районе было немного. Почти все они жили компактно в самом Кош-Агаче и на станциях Чуйского тракта.
Подавляющее большинство населения оставались язычниками. Миссионерская проповедь здесь шла чрезвычайно трудно. Сказывалась отдаленность местности. Трудно было найти штатного миссионера в самый отдаленный Кош-Агачский стан.
Серьезным препятствием для распространения христианства было противодействие со стороны зажиточных язычников. Богатые инородцы боялись, что если окрестится много жителей, то в Чуйской степи появится миссионерское селение, а значит, степень их влияния значительно ослабнет.
Несмотря на угрозы с каждым годом число крещеных коренных жителей увеличивалось.
В 1877 г. в Чуйском отделении числилось 278 крещеных.
В 1889 г. в Чуйском отделении миссии было уже 375 новокрещенных кочевников из 1358 жителей района.
В 1912 году было 1571 крещеных жителей.
В начале 20 века на территории современного Кош-Агача действовало пять православных храмов.
- Кош-Агач. Храм в честь апостолов Петра и Павла. Освящен 23 мая 1871 г. Перестроен с расширением в 1908 г. Церковная школа открыта в 1899 г.
- Кызыл-Шин (Кокоря) – молитвенный дом в честь святого Николая, построенный в 1894 г.
- Карагем – молитвенный дом, в честь вмч. Пантелеимона построен в 1901 г. Церковная школа открыта в 1889 г.
- Курай – храм в честь св. Александра Невского, построенный в 1903 г.
- Бельтир – молитвенный дом построен в 1911 г.
В советское время храмы и молитвенные дома Кош-Агачского района были разрушены, но все места, где были храмы, сохранились в памяти верующих и на данный момент известны» (П. Тайченачев)
Петропавловская церковь была построена в 1870 году на средства Томского губернатора Германа Густавовича Лерхе и русских купцов. 5 июня 1871 года была освящена преосвященнейшим Платоном, Епископом Томским и Семипалатинским. С 1877 года имелся постоянный штат: один священник и один псаломщик.
Церковь была деревянная.
Прямоугольную форму здания нарушали ризалиты с фронтонными завершениями. Основной объем покрывал граненый купол с лантерной. Над парадным входом возвышалась колокольня с ярко выраженным эклектическим декором.
Храм полностью сгорел в начале 20 века и был перестроен на средства сельчан.
Доподлинно не известно то, когда именно была утрачена Петропавловская церковь: в годы Гражданской войны, в 1930- е или во время Великой Отечественной войны.
Возрождение церкви состоялось в начале 2000 – х. Ее построили на месте воинского кладбища. Это бревенчатое здание в шатровом стиле. Рядом с ним расположен мемориальный комплекс, где похоронены ветераны, милиционеры и военнослужащие. Самым старым захоронением является могила красногвардейцев, павших за установление советской власти в Кош-Агаче.
С 2012 года идет строительство нового здания Петро-Павловского храма по чертежам, сделанным на основе проекта храма дореволюционного.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Архивное фото.