Британский ресурс о путешествиях Love Exploring проследил, как путешествия по воздуху менялись в течение столетия начиная с 1920-х годов по сегодняшний день. В последней части этого исследования смотрим на 1990-2020 годы
1990-е
Бум лоукостеров продолжался вплоть до 1990-х годов, и EasyJet была запущена в 1995 году. Сначала компания летала только из лондонского Лутона в шотландские Эдинбург и Глазго, а затем ее маршруты распространились по всей Европе.
Появление Ryanair и EasyJet (а также Norwegian в 1993 году) означало, что на традиционных перевозчиков оказывалось сильное давление, тарифы снижались, а авиаперелеты становились все более доступными. Поскольку появилось бронирование билетов онлайн, конкурентоспособные цены стали важнее, чем когда-либо.
Эта возросшая конкуренция не помогла таким известным перевозчикам, как Pan American World Airways. Борьба за конкуренцию с лоукостерами, нефтяной кризис 1973 года, широко разрекламированный угон и несколько серьезных аварий привели к краху Pan Am. Авиакомпания окончательно распалась 4 декабря 1991 года, что стало важной вехой в истории коммерческой авиации.
2000-е
Разрушительные события 11 сентября оказали серьезное влияние на пассажирские авиаперевозки, а также на ощущения путешественников в аэропортах на всей территории США и за ее пределами. После трагедии безопасность в аэропортах была значительно усилена. Одним из заметных изменений стала невозможность больше проходить через систему безопасности без посадочного талона, чтобы проводить своих близких на посадку. На фото - обстановка в аэропорту Солт-Лейк-Сити 30 сентября 2001 года.
Еще одним изменением после событий 11 сентября стала повышенная безопасность в кабине пилотов. Раньше пассажиры могли заходить туда. Однако после 2001 года двери кабины пилотов стали прочнее, а усовершенствованные системы безопасности позволили пилоту контролировать, кто входит, и отказывать в доступе в случае чрезвычайной ситуации.
Люди стали избегать авиаперелетов в годы после 11 сентября, и, по данным Бюро статистики транспорта, только к 2004 году число авиапассажиров достигло значения, которое было до 11 сентября. Тем не менее, к концу десятилетия коммерческие авиаперевозки уже серьезно возросли: в 2007 году число авиапассажиров в США составило 769,6 млн. человек, что является рекордным показателем. За это время наибольший рост наблюдался у лоукостеров.
Еще одним значительным изменением за это десятилетие стало то, как авиапутешественники стали бронировать свои билеты. По данным исследовательской компании PhoCusWright, 2009 год стал первым годом, когда более половины всех бронирований, связанных с путешествиями, были сделаны онлайн. Это еще больше усилило давление на авиакомпании, заставляя их быть более конкурентоспособными и предлагать лучшее соотношение цены и качества.
Но интернет проник не только в процесс бронирования. В настоящее время перевозчики часто предлагают Wi-Fi в полете либо как часть пакета, либо за дополнительную плату. Это означает, что по сравнению с золотым веком путешествий авиаперелеты сегодня - это уже не только удовольствие и отдых, но и возможность работать и поддерживать связь с людьми на земле. Онлайн-регистрация и посадочные талоны на смартфонах также произвели революцию в аэропортах за эти годы.
2010-е
Еще одним относительно современным явлением является премиум-эконом-класс, который предлагает несколько более высокий уровень обслуживания, чем обычный эконом, но без роскоши и заоблачных цен бизнес-класса. Хотя концепция была изобретена до 2010-х годов, именно в это десятилетие экономика премиум-класса действительно взлетела, и все больше и больше авиакомпаний предлагают пассажирам эту опцию. Обычные льготы включают больше места для ног, более широкие сиденья и дополнительную норму провоза багажа.
Основным изменением за последнее десятилетие стало само количество путешественников: все больше и больше людей, чем когда-либо прежде, стало летать, и заоблачные цифры ранее не показывали никаких признаков снижения. В 2017 году Международная ассоциация воздушного транспорта сделала прогноз, согласно которому к число авиапассажиров к 2035 году может составить 7 млд человек.
2020-е
Эпидемия коронавируса потрясла индустрию путешествий и пассажирам и персоналу пришлось приспосабливаться к новой и непредсказуемой "норме". Постоянно меняющиеся ограничения на международные поездки привели к тому, что авиакомпании оказались в подвешенном состоянии, а крупные игроки, включая American Airlines, EasyJet и British Airways, понесли серьезные финансовые потери, что привело к сокращению рабочих мест. На этой фотографии от 1 июня 2020 года показаны вышедшие из строя самолеты в аэропорту Берлин-Бранденбург.
К концу 2020 года гражданская авиация начала медленно восстанавливаться, с объявлением о некоторых "воздушных мостах" или "транспортных коридорах". Для пассажиров, решивших лететь, впечатления от аэропортов по всему миру выглядели совсем по-другому. В последние месяцы ограничения менялись в разных странах и разных авиакомпаниях, но, как правило, включали обязательную маску, бесконтактную регистрацию и меньшее количество открытых помещений аэропорта. На фото - пассажир в июле 2020 года, который проверяет температуру в лондонском Хитроу.
Пассажирам тоже приходилось привыкать к новому поведению на борту. В зависимости от авиакомпании – и в рамках усилий по сокращению контактов между персоналом и пассажирами - изменения были распространены на отсутствие питания в полете или развоза других вещей на тележке, а также на сокращение таких удобств, таких как журналы, одеяла и тому подобное. Маски также были обязательны на большинстве рейсов, а некоторые перевозчики заблокировали средние сиденья, чтобы пассажирам было больше места.
Авиационная отрасль продолжала ощущать последствия эпидемии коронавируса в 2021 году, хотя IATA - Международная ассоциация воздушного транспорта прогнозировала рост спроса на авиаперелеты на 50% с 2020 года. С развертыванием вакцинации по всему миру международные границы, наконец, открылись.
Во всем мире тестирование и вакцины поэтапно наводили мосты между странами. Например, границы Канады сначала открылись для вакцинированных американцев, а затем и для привитых путешественников со всего мира. Вакцинированные путешественники из Великобритании с первоначально могли летать в горячие точки Европы, включая Францию, Испанию и Португалию, без карантина по возвращении (но со сдачей ПЦР-тестов). Новая Зеландия и Австралия сформировали "пузырь путешествий без карантина". Граждане Евросоюза могли загрузить паспорт вакцинации, позволяющий им пересекать европейские границы с минимальными ограничениями.
В сентябре 2022 года первый в мире полностью электрический самолет совершил восьмиминутный полет над небом Вашингтона. Alice, название проекта, которое закрепилось в начале работы над ним в 2016 году, является детищем американской компании Eviation и будет пригодна как для пассажирских, так и для грузовых перевозок к 2027 году. Первый успешный полет достиг высоты 1 067 м, а самолет с нулевым уровнем выбросов СО2 приводился в действие двумя 640-киловаттными электродвигателями. Есть надежда, что Alice будет выполнять рейсы на расстояние 240-400 км и поставляться в трех различных конфигурациях: пригородный пассажирский вариант на девять пассажиров, шестиместный представительский салон и версия eCargo.
Требования к бортпроводникам менялись на протяжении десятилетий. Как мы уже видели, в 1930-х годах соблюдались строгие правила, касающиеся возраста, роста и веса, и с тех пор специально сшитая униформа и особые прически стали нормой.
Но 2020-е годы подход изменился на более свободный, и в сентябре 2022 года Virgin Atlantic отказалась от униформы, учитывающей гендерные особенности, что позволило экипажу, пилотам и наземному персоналу выбирать одежду, в которой они чувствуют себя наиболее комфортно. Ранее в этом году сотрудникам также разрешили открывать свои татуировки, а Virgin Atlantic стала первой британской авиакомпанией, которая сделала это.
"Не забыть свой паспорт" долгое время было важнейшим правилом авиаперелетов, но новая система, опробованная авиакомпанией British Airways, может позволить пассажирам беспрепятственно проходить через аэропорты, имея при себе только посадочный талон и улыбку. В ходе тестирования, которое будет проводиться в Терминале 5 Хитроу на рейсах Лондон - Малага пассажиры будут сканировать свои лица и паспорта на смартфоне до прибытия в аэропорт, где "умные биокамеры" проверят их личность менее чем за три секунды, что позволит им сохранить свои паспорта в надежных местах. Программа продлится шесть месяцев и, в случае успеха, быстро распространится на другие международные маршруты.
К 2050 году авиаиндустрия должна стать углеродно-нейтральной
Мы не знаем наверняка, что ждет авиаперелеты в будущем. Но ИКАО недавно объявила о своей поддержке инициативы достижения нулевых выбросов в авиационной отрасли к 2050 году. Однако участники экологической кампании говорят, что необходимы дополнительные меры для обеспечения того, чтобы 193 страны-члена ИКАО достигли цели и привлекли авиакомпании к ответственности за чистоту планеты.
Источник: loveEXPLORING
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале
- Bloomberg: У российских авиакомпаний большие планы, несмотря на санкции
- Radio Free Europe/Radio Liberty: Все больше проблем у российских авиакомпаний, наказанных западными санкциями