("Опасный город", Mondocane, 2021, Италия)
А вы знаете, как в итальянском кино отличить криминальную антиутопию от обычной криминальной драмы?
Очень просто! В начале такого фильма-антиутопии будет надпись "Недалекое будущее", а в нефантастической картине - нет.
Вот и всё. Больше они ничем не отличимы.
И в самом деле, вопрос к режиссеру/сценаристу "Опасного города" Алессандро Челли не праздный: будущее в его истории - оно для чего и с какой целью присутствует? И чем в принципе эта история отличается от молодежно-криминальных драм, что мы видели в знаменитых итальянских "Гоморре" и "Субуре" (и в одноименных сериалах по ним)? А также в менее известных, но тоже красноречивых "Пираньях Неаполя" и других фильмах про современную уличную преступность Италии?
Может быть, отличие от них "Опасного города" в выдуманном Челли мире, где приключаются его герои?
Ну, во-первых, не настолько тот и выдуман, ведь они живут в реально существующем городе Таранто, что стоит на берегу одноименного залива ("каблук" Апеннинского "сапога"). Во-вторых, экологическая катастрофа в Таранто на сталелитейном заводе, из-за чего его не раз пытались закрыть, но не закрыли, ведь тогда работу потеряют аж 5000 человек - тоже не выдумка, а общеизвестный факт. И, в-третьих, снимали "Опасный город" не в студийных павильонах, а в реальных заброшенных кварталах, промзонах и на всё том же заводе - опять-таки, где тут фантастика?
Всё, что сделал Челли, это лишь придумал большую и дерзкую банду беспризорников под названием "Муравьи". Фактически - коммуну. Чьи самые младшие члены - дети ясельного возраста, а старшим, включая главаря по кличке Бешеный (в рус. озвучке; в оригинале - Testacalda, то есть Голова), уже под "тридцатник".
Обитают Муравьи в развалинах нежилых районов, особо не прячутся, жгут костры, орут, гоняют на байках и терроризируют Таранто грабежами и убийствами. Тем не менее, даже при столь "палевном" образе жизни и своей многочисленности, банда считается неуловимой (?), и никакие облавы со спецназом и вертолетами на неё не проводят. Лишь одна на весь город, настырная и честная полицейская Катя всё пытается выследить Муравьев и - подумать только! - тоже безуспешно.
Главные же герои картины - два закадычных друга-почти-как-брата, подростки Кри и Пьетро, поначалу и вовсе не Муравьи, а обычные сироты. Которых приютил у себя старый рыбак, живущий в окрестностях того самого "грязного" завода-гиганта.
Но поскольку ловить рыбу и собирать мидии вовсе не так прикольно, как быть бандитами, пацанчики с куда большей охотой бегут сжигать зоомагазин, стоило лишь Бешеному дать им такое поручение.
При этом они даже не спрашивают, в чем провинились перед Муравьями бедные попугайчики и морские свинки (в действительности там была скрытая нарколаборатория конкурентов) - раз так приказано, значит так надо. Поэтому - воруем у "бати" бензин, спички и идем на грешное дело во славу Муравьев и их великого вождя.
И не забывайте, что вы смотрите не какой-то там "подзаборный" криминал, а фантастику-антиутопию!
И вот, заработав себе бандитский авторитет первого уровня, Кри и Пьетро не без приключений, но вливаются в кровожадную "муравьиную" семейку. Где начинают свою новую, более насыщенную адреналином жизнь, напрочь забыв о рыболовстве и остальном своём скучном прошлом...
...Ну и так далее, пока сюжет не подберется к своей кульминации. То есть, когда у пацанов разразятся конфликты не только с новыми корешами, но и между собой. То бишь всё четко по канонам криминально-драматического искусства. Ибо где вы видели подобные фильмы, в которых героям постоянно фартило бы, и они жили-грабили припеваючи, не замарав кровью свои руки и совесть?
Так не бывает. По крайней мере в итальяно-бандитских киноисториях уж точно.
***
В общем, идеальный, эталонный и безупречный фильм для вашего досуга... только при одном условии: когда на вашем телеэкране царит полный штиль - из новинок кино смотреть нечего, а старенькие любимые фильмы пересматривать не тянет.
Нет, ну так-то "Опасный город" - кино неплохое, симпатично снятое и временами сурово-драматичное. Однако отсутствие в нем какой-либо оригинальности, подростковой жестокости в духе "Города бога", что была бы тут уместна, и присутствие не самых удачных актеров-подростков делает картину Челли проходной и наполовину беззубой (несмотря на рейтинг 18+). И как следствие - совершенно не запоминающейся. Да и финал выдался довольно скомканным и недосказанным - тоже сомнительное достоинство.
И опять-таки - при чем тут, нафиг, фантастика? Пойди уразумей.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):