К сожалению, посредине зимы записи Валеры о внешних событиях прерываются. Но там все неоригинально. Дети, которые вернулись из своих интернатов и общежитий, начиная с конца декабря и вплоть до крещения, нерационально веселились. Исключая, пожалуй, совершенно взрослых детей, тех, которым уже стукнуло серьезные 12 лет (те каникулы посвящали помощи родителям, потому что торопились стать взрослыми), но еще не исполнилось гормональных 16-ти.
В целом, в 80-е, северные новогодне - рождественско – крещенско – каникулярные праздники растягивались на два десятка дней.
Но, наша задача не восстановить праздничную и культурную жизнь промысловой северной деревни, сложную частностями. А вытропить путь промысла. В нашем изменчивом, и не по делу капризном, а местами удивительном мире.
Вот потому о праздниках и внутренней жизни деревни - молчок, они заслуживают отдельного развитого повествования. От человека, по уши погруженного в праздники. И такие есть – смотрим на «событийный туризм», стремительно входящий в моду. Как повод обывателю развлечься. А деревне заработать. Осталось только свести потребителя с источником развлечения. И убедить того купить это...
-------------
Чем же хороши праздники:
- временем, отпущенным лично тебе: традициями, конторой, государством, богом;
- отключением задач, поставленных людьми.
Какой вред от задач, которые ставишь не сам:
- если в неразумном возрасте это может помочь струиться по руслу, то в возрасте принятия решений это мешает нести добро, ну, или развиваться (напомню, идея обогащаться в 80-х посещала исключительно выпавших из реальности личностей);
- социум предполагает некие правила, не всегда разумные, чаще скрытые, которые в просторечии зовутся многоходовками, для целей тайных, но явно не благородных, (поскольку благородство бежит тайн и не стесняется света);
- тайные задачи ставят исключительно некомпетентные, поскольку ставить, э, переносчиком решений компетентных необдуманно – они станут вопросы задавать, сомневаться и портить любое дело (проверено).
Так что, время праздников, отпусков и перерывов можно употребить для будущей гармонии, а не на конторскую текучку. Выдуманную крапивным семенем от скуки.
Хотя и в этой текучке, вечер да ночь - праздник, который всегда с тобой (с). Однако темное время - не для созидания (проверено).
-----------
Записи Валеры пред- крещенского периода касаются рассуждений о промысле и будущем.
Потому и мы будем описывать эти планы, кривая которых иногда заводила нашего героя в разные, порой неизведанные места*.
Начнем с иерархии.
У вас когда-нибудь было (в бригаде, коллективе) хотя бы десять матерых, исторически сложившихся независимыми, за несколько поколений, индивидуалистов? Мыслящих, не обязательно инако -, но обязательно по-своему? Не было? Были зависимые от зарплаты сотрудники, ждущие указаний? Жаль. Значит, у вас не было проблем. А не было проблем, не было и решений…
Валера занял правильную, на мой взгляд, позицию, поскольку влиять на … э,… группировку не мог. Посему решением он полагал убеждение их в верности своих предложений и предположений.
Поскольку схема – «ты начальник…» действовала редко, и чаще на народности. На хронических индивидуалистов, которыми были вселенцы осьмнадцатого века, и которые к 80-м почти соскочили с общинности, а иногда и религиозности, в дополнение став самодостаточными, поскольку умели прокормить себя без участия государства, она уже не действовала.
Однако, поскольку предложений Валера пока не имел, он захотел выслушать их от опытных коллег. Живущих этой жизнью генетически, если учитывать их предков - сотни лет. При чем здесь предки – при том, что в нормальных человеческих общностях опыт передается из прошлого в будущее. От старца к вьюноше. А не выдумывается сверху для низа.
А затем Валера имел намерение составить некий план, обогатив предложения тем грузом знаний, который в него затолкали в институте**. Пока он их не забыл.
Надо оговориться, что промысел, являясь важной составляющей существования промыслового населения, не являлся его (существования) приоритетом. И дела колхозные были такими же, как где-нибудь в российском нечерноземье. Почему в нечерноземье, потому что росло всё так себе.
(И пусть «политические экономисты» считали "экономику" (фу- каким) страданием по домашним хозяйствам, свои мега-бабки, войны и макро-аферы ставя выше них. Жизнь, тем не менее, состоит из домохозяйств. Как при перво-бытии, как и при царе-батюшке. На поле боя жизни нет. Есть выжившие. И в нефти, как и в капиталах жизни тоже нет. Токсичны ибо.)
Критически важными для поддержания (уже не рода – племени, а группы домохозяйств, семей) являлись по убывающей: сенокос и пастбище для живности → река богатая рыбным населением → огород для семьи → шишка, гриб / ягода и дикие копытные (потому что урожай изменчив), а затем уже → пушнина. Лесопиление в размере потребностей стояло особняком.
В 70-е спрос на пушнину все более переориентировал крестьян. А черный рынок 80-х окончательно поменял приоритеты у части населения. Кому не жаль было временно оставлять семью ради романтики (или иллюзии богатства). И кто не опасался риска (это не о страхах зверя, стихий и одиночества, а о торговле мехом на сторону).
Те же, кто караулил семью свою и хозяйство, те следили за рассказами горных охотников, пожалуй, завидуя сорвиголовам. Перебиваясь десятками капканов за деревней, лунками на налима и надежным населением хлевов. Ходили на работу по свистку, исключая себя из рисков природопользования. Всё более погружаясь в покойное крестьянствование.
Таким образом, решение находилось Валерой где-то между статичными домохозяйствами и активными романтиками.
В этих условиях неплохо бы иметь автономную систему использования ресурсов. Ориентированную на систему, а не на индивидуальные свойства человека семейного и человека – добытчика. Которая (система) = опыт + материально-техническая база (МТБ). А опыт дело долгое, наживное, неочевидное, сомнительное. Но его можно собрать и описать, его можно преподать. МТБ же быстро не делается. И может подождать обученного.
Вот, рассуждая примерно так, Валера и пришел к схеме устройства и освоения тайги сезонником. Объединив, а то и заменив в формуле опыт (неочевидный) развитой инфраструктурой.
Далее начиналась тактика.
(*-еще раз должен оговориться – ход мыслей Валеры это не есть мое мнение. Это есть эволюция представлений одного из представителей нашей профессии, на фоне изменчивой среды. 50-70- е годы прошлого века были периодом зарождения нового, умного, трудного природопользования. В 80-е же был его излет. Нефть была надежнее золота, меха и еды, как думали те, кто мыслил не домохозяйствами и человеком, а капиталом)
(**- что по мне, так учить специалиста надо всю жизнь и дозировано, начиная с общих позиций, неподготовленного кидая в реальную жизнь, с самого начала, с первой ступени. А потом, по мере понимания явлений и процессов доучивать. Кстати, Советы так и делали. Это счас торгуют дипломами – «бизнес» шутка такая, там продать нужно, а не сделать. И чьи-то потери это прибыль других. Такова пирамида капитализьма)