Расскажу немного о "причудах" психотерапевтов. Когда приходит новый клиент, мы пытаемся понять, к какому из трех типов он или она относится. Потому что это поможет правильно выстроить схему работу и действительно помочь человеку.
В ОРКТ (ориентированной на решение терапии) выделяют 3 основных типа клиента:
- посетитель;
- жалобщик;
- покупатель.
Посетитель - это такой человек, которого направили к психологу, но сам он этого не хочет. Например, это ребенок с проблемами с поведением, и родители или учителя уже не знают, что с ним делать, и направляют/обязывают сходить к специалисту. Или один из супругов, которого второй направляет в терапию, чтобы спасти отношения.
В большинстве видов терапии с такими клиентами работа будет неэффективна, потому что человек не готов работать с психологическим запросом на глубоком уровне и вообще не очень вовлечен. Но ОРКТ помогает очертить текущие проблемные зоны в жизни такого клиента-посетителя и даже обрисовать выход из них. Тем самым оказывая пользу человеку.
Жалобщик или ябеда. Такой человек с удовольствием ходит от специалиста к специалисту и с еще большим удовольствием рассказывает о своей проблеме. Но не с тем, чтобы ее решить, а чтобы рассказать о том, кого нужно лечить. Обычно это мамы, посещающие специалистов в целью "вылечить" неправильного ребенка или жены, пытающиеся "исправить" своего мужа. Тут эффективность работы может быть 50/50 - терапевт должен быть достаточно опытен, чтобы увидеть, в чем проблема в самом жалобщике и правильно направить его энергию, не вызывая сопротивления, на ее проработку.
Покупатель. Конечно, несколько про-западный термин, но из песни слов не выкинешь. Это истинный клиент - тот, кто считает, что у НЕГО есть проблема и ОН должен что-то сделать, чтобы ее исправить. Тут эффективность психотерапии гарантирована, потому что человек готов решать проблему. А ОРКТ - ориентированная на решение краткосрочная терапия - помогает это делать максимально быстро и эффективно.
5