Найти тему
Иеромонах Прокопий

Обида, гнев, злость... Прощение

Оглавление

Направить в нужное русло

В отношении гнева существует очень много мнений: кто-то считает, что гнев дает энергию человеку, что он полезен, кто-то, наоборот, говорит о вреде гнева. Кто-то считает, что гнев нужно проживать «экологично». Кто-то считает, что гнев нужно прятать, а кто-то – что спрятанный гнев становится источником невроза. Разобраться во всем многообразии мнений можно, если мы посмотрим на гнев с позиции святоотеческого учения о гневе. Святоотеческий взгляд на гнев согласуется с исследованиями в области нейрофизиологии.

По мнению святых отцов, сила гнева Богом была дана людям как сила напряжения – конструктивное чувство, способствующее достижению цели. Но вследствие грехопадения, из-за заражения страстями, человек использует эту силу не во благо, а против ближних, гневаясь на них или на обстоятельства.

Господь дал человеку силу напряжения – тимос (по-древнегречески – θυμός), с помощью которой он мог бы преодолевать препятствия. Например, человек, собрался рано утром пойти в храм причаститься, но у него возникла мысль подольше полежать в кровати. Тогда, с помощью этой силы напряжения, он побеждает позыв к лености. Проблемы начинаются тогда, когда сознание человека затмевается страстями и человек начинает терять понимание того, что для него является благом. Благом он может посчитать, например, славу. Тогда он будет гордиться тем, что у него много подписчиков, но позавидует человеку, у которого подписчиков больше – и тогда свою силу напряжения он обрушит на него, посчитав этого человека своим соперником, начнет на него гневаться.

С точки зрения духовных авторов (в частности, об этом писал Жан-Клод Ларше в книгах «Исцеление духовных болезней»[1] и «Духовное бессознательное»[2]), страсти являются искаженной формой того, что дано человеку для достижения блага, для реализации замысла, который был вложен в человека. Поэтому речь идет не о простой блокировке процесса, – ибо как заблокировать эту силу напряжения, если она уже присутствует в человеке? Речь идет об исцелении человека, излечении ума человека от помрачения, о восстановлении картины мира, где человек возвращается к пониманию того, что есть добро и что есть зло. Исцеленный таким образом человек учится направлять свою энергию напряжения в конструктивное русло.

Аскетический идеал преодоления гнева выражается греческим термином ἀπάθεια (апатия), но не в значении «лежание на диване в депрессивном состоянии», а в значении бесстрастия. Бесстрастный начальник, например, который может по делу сделать замечание своему подчиненному, при этом не испытывает в этот момент личной неприязни к подчиненному и, делая замечание, не трясется от ярости, и потом эту ярость не выплескивает дома на своих детей. Человек, стремящийся к бесстрастию, думает как ему выйти из ситуации противостояния или конфликта, но при этом он не испытывает неприязнь, не проводит бессонные ночи, вызывая в своем сознании образы обидчиков.

В качестве примера можно привести образ ковша с расплавленным металлом. Расплавленный металл можно использовать для создания определенных конструкций, что будут служить на пользу человека. Но если металл вследствие аварии (несоблюдении техники безопасности) выливается из ковша – то может обжечь, покалечить людей, разрушить все вокруг.

Преодоление гнева происходит через развитие в любви. Сила напряжения остается и может направляться на достижение целей, но эта сила перестает быть разрушительной как для самого человека, так и для окружающих его людей.

В святоотеческой антропологии решается вопрос, ответ на который затруднителен для светской психологии. Светская психология видит в проявлении силы гнева нечто отрицательное и нечто положительное, но дать развернутого определения причины такого сочетания не может. А потому – затрудняется и с ответом на вопрос: бороться ли с гневом или нет? С точки зрения светской психологии, если гнев «задавить» в одной ситуации – он прорвется в ситуации иной.

Святоотеческая антропология предлагает не «задавить» гнев, а исцелить силу гнева. Расплавленный металл помещается в ковш, затем из него выливается в формы, из которых слагаются конструкции, служащие на благо человека.

Сдерживаться или нет?

Важно рассмотреть популярный вопрос: не приводит ли сдерживаемый гнев к неврозу? С точки зрения такой концепции, если человек не проговаривает свои гневные переживания – у него накапливаются предпосылки для невротической реакции.

В отношении этого вопроса применим такой принцип: когда большой ученый описывает какую-то модель – он признает, что дает только срез системы, но не может показать всю систему целиком. Беда происходит, когда ученый считает, что в его трактовке представлена вся система во всей полноте. Получается, что своей трактовкой он ее только обедняет. В науке это называется редукционизмом: сведением сложной многогранной проблемы к примитивному решению.

В каких-то ситуациях, действительно, не нужно молчать – нужно проговорить проблему, которая вызывает раздражение и гнев. Но проговорить не с целью выплеснуть на другого человека свои негативные эмоции, а чтобы найти какое-то решение. Если человеку не хватает какого-то звена, чтобы дойти до конструктивной идеи – то, чтобы восполнить это звено, он в его поисках начинает разговор. При таком посыле этот разговор и правда может привести к тому, что гнев уйдет. Но если человек начинает разговор с тем, чтобы навязать другому человеку свои эмоции, чтобы выплеснуть на него обиду – маловероятно, что такой разговор приведет к прекращению гнева.

Не выстраивать доминанту гнева

Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что наблюдал, как иногда люди исцелялись от памятозлобия через гнев. То есть они терпели, терпели, не вытерпели, обсудили проблемную ситуацию, в процессе обсуждения были найдены какие-то решения – и люди успокоились. Но в целом, чтобы найти трезвый ответ, который мог бы быть проверен доводами разума, можно представить этот гнев как некую доминанту или функциональную систему. То есть, группы нейронов объединяются в сеть, становятся неким новым образованием, созданным для одной задачи: ненавидеть, подмечать в окружающих негативные эмоции. Что-то подобное происходит, когда жонглер наблюдает за кеглями, учась жонглировать, и постепенно нейроны у него начинают перестраиваться, чтобы появился определенный новый навык.

-2

Эти нейроны можно представить и в виде желудка, который, находясь в мозгах, постоянно будет просить есть. То есть, постоянно будет просить ненавидеть, гневаться и обижаться. Этот желудок способен накапливать импульсы возбуждения. Поэтому человек, пытаясь сбросить напряжение «экологичным» образом, может, и сумеет удержаться от прямого конфликта с ближними, но в нервном центре он закрепит доминанту гнева, обогатив его новым возбуждением, когда, например, будет бить тарелки или колотить по предметам вокруг бейсбольной битой.

Невротические реакции возможны также, если человек в гневе молчит, например, из-за страха перед начальством: боится, что его уволят или лишат новогодней премии, если он выскажется. Он молчит, но ненавидеть внутри продолжает. И эта ненависть начинает пожирать человека изнутри. Здесь возможна аналогия со смирительной рубашкой: особо буйных заключенных затягивают в смирительную рубашку, и, полностью затянутый в корсет, ты не можешь никак свою ярость проявить вовне. Не можешь бить стену рукой, потрясать кулаками. Но ярость при этом остается, она уходит внутрь и разрывает человека изнутри.

Тот, кто пытается сбросить гнев «экологичным» образом, например, бьет грушу или манекен, изображающий начальника, укрепляет в себе нерациональную доминанту. Таким образом, возникает риск того, что однажды эта доминанта гнева настолько вырастет, что человек не сумеет совладать с ней и накинется уже на живого человека, то есть его гнев перейдет в неконтролируемую фазу.

-3

Иметь в виду нечто высшее. Переинтерпретация

Противоположная ситуация возникает, когда мы знаем, для чего мы молчим. Например, мы молчим, чтобы в данном случае не потерять связь с Богом. Молчим, зная, что если мы начнем на кого-то кричать – потеряем внутренний мир и долго потом не сможем молиться. То есть, повредим себе, а повредив себе, мы уже не сможем адекватно общаться с близкими – все будет валиться из рук.

Еще мы можем молчать потому, что мы просто уважаем собеседника и видим, что в данный момент его просто немного «занесло». Мы знаем, что люди способны осмысливать свое поведение, признавать свои ошибки. И некоторые люди, например, после того, как их потерпят во время гнева, остаются благодарны за то, что их потерпели. Если мы спокойно сможем потерпеть ближнего – он из врага может превратиться в нашего союзника.

Конечно, бывают патологические ситуации, когда человека не полезно терпеть, но эти ситуации все-таки относятся к другой группе вопросов, связанных с манипуляциями, психопатией. Здесь же мы рассматриваем те ситуации, в которые входят люди, способные к тому, чтобы меняться в лучшую сторону.

Когда мы осознанно молчим, мы не просто молчим, мы молимся* за ближнего молитвой от неприязни: «Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика. Спаси меня его святыми молитвами». Эту молитву советовал читать своим духовным чадам схиигумен Савва (Остапенко) из Псково-Печерского монастыря [3].

Если гнев закручивает мозг в одну сторону, то мы молитвой раскручиваем всю свою личность в другую сторону.

* подробнее о молитве – ниже, в Приложении 1.

-4

Доброе дело

По мысли одного из авторов, в конфликтных ситуациях также помогает какое-нибудь доброе дело, сделанное для ближнего. Когда кто-то говорит нам что-то агрессивное – иногда достаточно бывает просто подлить человеку чай в кружку, сделать какое-то мельчайшие добро, чтобы тут же доминирующее восприятие этого человека перестроилось, чтобы он вдруг из ужасного начал восприниматься нами как хороший человек, находящийся на данный момент в искушении.

При данном подходе те же самые нейроны, которые участвовали в процессе гнева, сейчас обучаются участвовать в процессе противоположном. Так, постепенно мы приписываем своей природе новую реакцию, придаем каким-то внутренним процессам новое направление. В идеале, θυμός в итоге становится силой преодоления препятствий и перестает быть силой разрушительного гнева, направленного на ближних.

Осуждать грех, но не личность

Когда человек делает что-то, с нашей точки зрения, плохое – мы осуждаем грех, но не личность. Мы понимаем, что данный конкретный человек является образом Божиим, он способен к возрождению. Но, если сейчас он совершает зло – он должен быть остановлен.

Даже военнослужащий, если он приобщен к добродетели и борется со своей ненавистью, может сохранить психику на поле боя. Когда ему приходится останавливать зло – он не испытывает личной ненависти к противнику. Соответственно, ненависть не сжигает его самого. А если он заразится личной неприязнью – то, по возвращении домой, он своими зараженными мозгом и сердцем будет обращаться уже к своим близким.

-5

Светские и духовные авторы о гневе

Примечательно, что светские авторы не видят этой возможности перевоспитания в человеке силы гнева. Они видят только либо зажимание в пружину, когда человек не может выплеснуть гнев, либо попытку так называемого «экологичного» проживания гнева, либо гневную реакцию, реализуемую онлайн. Конечно, надо учесть, что вопрос стоит не только в физиологии.

По учению духовных авторов, в частности, святителя Игнатия (Брянчанинова), высшие духовные переживания тормозят низшие. То есть, если в человеке начинают действовать чувство умиления, благодатные переживания – то звериные приступы страстей тормозятся.

Этот момент был хорошо описан в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Старец Зосима рассказывал, что в молодости он был военным и вел довольно безудержную жизнь. Однажды он захотел убить человека, потому что этого человека выбрала женщина, к которой он сам пылал страстью. Найдя формальный повод для дуэли, он отправился на дуэль, уверенный в своей победе – ведь он был профессиональным военным. Утром по какому-то случаю он ударил своего слугу. Тут совесть в нем заговорила – и он, следуя душевному порыву, сделал перед служащим земной поклон. Тогда он вдруг почувствовал, что в душу его влилось переживание красоты и что восприятие окружающего мира в нем вдруг преобразилось. Он увидел мир прекрасным, и на фоне этой красоты осознал всю уродливость и нелепость того, что сейчас собирался сделать.

Начало победы над страстьми вéдение

Когда мы молимся за обидчика – мы не только переучиваем свой мозг иначе реагировать на происходящее, но становимся способны принять божественное посещение: когда Бог касается сердца, приводит его в действие.

Страсти побеждаются не столько тем, что человек думает о том, что страсти – это плохо, сколько тем, что человек становится насыщенным чем-то лучшим. Тогда в уме, напитанном чем-то лучшим, не действуют страсти. Преподобный Исаак приводит пример человека, который только что поел хорошей пищи: его не тянет на ту еду, на которую он нападает в состоянии голода.

Нужно помнить, что все страсти связаны в одну цепочку: если человек опустошен – он становится злым, его тянет ругаться; если человек объедается, не думает перед тем, как что-то сказать, завидует – у него не получится удержать свой гнев. В его жизни будет реализовываться выражение «как с цепи сорвался».

Чтобы победить гнев – нужно думать не только о том, как победить сам гнев, но и о том, как вообще прийти к миру, отсекая прочие страсти. И само стремление сохранить этот мир будет сопровождаться усилиями (в хорошем смысле слова), с помощью которых человек не только будет преодолевать гнев, но и побеждать другие страсти.

-6

У духовных авторов есть мысль, что страсти побеждает ведение. Слово «ведение» означает переживание панорамы действительности. В какие-то моменты, действительно, можно понять когда мы приобщены к богатым переживаниям. Когда мы преодолеваем страсти – у нас формируется линза, сквозь призму которой мы видим жизнь адекватно, то есть без искажений. Чтобы прийти к ведению, человеку необходимо меняться, становиться способным воспринимать Божественную благодать.

Когда человек приобщен к этому восприятию панорамы действительности – какие-то страшные позывы не возникают вовсе. Отчасти термин «ведение» можно сопоставить с термином «мудрость».

Человек видит агрессивное поведение другого – и не гневается, потому что понимает: есть определенные духовные законы и если Господь не попустит – то другой не разовьется в своем зле. В то же время, если Господь попустит – другой принесет зло, но это зло будет способствовать исцелению каких-то греховных язв. Или человек видит агрессивное поведение другого, но понимает, что тот рос, например, в детском доме, соответственно, он не видит альтернативных путей взаимодействия с людьми, кроме агрессии. Понимание причинно-следственных связей, которые пронизывают мироздание, помогает нам уходить от гнева.

Также мы понимаем: чтобы сохранить работоспособность в течение дня –нужно не прогневаться. Чтобы иметь возможность в напряженном темпе отработать с утра до вечера – надо стараться не допустить в себе раздражение, а если оно и было допущено – тут же уврачевать его покаянием.

Вечернее испытание совести

Ещё помогает практика испытания совести по окончании дня. Рассматривая прошедший день, мы видим где мы пропустили ту страшную мысль, которая подвела нас; как мы усвоили ее как свою собственную, как на основе этой мысли произошли какие-то столкновения с ближним.

Боксер, рассматривая со своим тренером видеозапись поединка, принимает от него рекомендации и пояснения насчет того, что в его движениях было несовершенным. Таким образом боксер учится в следующий раз не повторять ошибок, не пропускать ударов противника.

Так и мы, испытывая совесть в конце дня, через время начинаем видеть приближение греховного помысла и можем еще до момента конфликтной ситуации схватить себя за руку и остановиться. Например, не произнести какие-то слова, зная, что, если мы эти слова произнесем – дальше ситуация повернется в неконтролируемая русло.

-7

Мы не сразу придем к такому состоянию. Поначалу, практикуя испытание совести, нужно просто научиться регистрировать свои падения и анализировать их. Со временем навык внимания разовьется настолько сильно, что еще до зарождения конфликтной ситуации мы почувствуем ее приближение.

Например, к нам подходит коллега, а мы заранее понимаем, что сейчас не самое лучшее время для разговора, потому что только что мы переели, или накануне не выспались, а тут еще и коллега начинает спорить. Мы заранее понимаем, что разговор лучше перенести, потому что сейчас мы не в том состоянии, в котором можем говорить конструктивно.

Кстати, очень важно высыпаться и для себя заметить, как выглядят наши мысли, если у нас не получается выспаться. Они принимают бредовый, путанный характер. Если человек работает по ночам – он может начать очень агрессивно реагировать на сигналы, поступающие от коллег. Надо запомнить, как выглядят эти мысли в нас, и научиться заранее их откладывать до момента, когда сможем выспаться.

Важно в подобных ситуациях зарождающегося конфликта молиться за ближнего молитвой от неприязни, можно неспеша читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе» – на вдохе, «Сыне Божий, помилуй мя» – на выдохе.

Заключение

Очень важно помнить: все, о чем мы думаем в текущий момент, не проходит бесследно – оно формирует наш внутренний духовный опыт. Если мы в данную минуту поддадимся гневу – в следующий раз нам будет еще труднее совладать с собой, потому что доминанта гнева усилится. Если сейчас мы не можем доминанту гнева преодолеть – мы хотя бы должны совершить какое-то усилие, чтобы принести покаяние. Таким образом мы начинаем формировать другую доминанту, противоположную доминанте гнева.

Хотя бы на уровне интеллекта мы разбираемся в ситуации, понимаем необоснованность гнева, молимся за обидчика, просим у Бога помощи. Приходя на исповедь, говорим о гневе не просто в общих чертах, а если есть возможность и священник готов слушать – то хотя бы в двух словах говорим, с чем именно была связана конфликтная ситуация. Таким образом, со временем, у нас формируется некий положительный перевес. Этот положительный перевес из уровня сознания переходит потом на уровень навыков и во время конфликтных ситуаций у нас вдруг появляется много альтернативных путей: помолиться за человека, перенести встречу на другое время и таким образом избежать конфликта, и т.д.

Как было уже отмечено, вспышка страсти может быть вызвана разными причинами: мы можем быть опустошены, лишены благодати вследствие нашей обиды на людей, на Бога, мы можем поддаться объедению, алкогольному влиянию и т.д. В этом состоянии опустошения, когда мы сталкиваемся с какой-то нестандартной ситуацией – мы не увидим альтернативных вариантов, а увидим только наработанный нами страстный вариант, в который мы войдем и встретим там сжигающий все гнев. Но когда человек обогащается духовно, культурно – у него появляется какой-то внутренний ресурс, чтобы в критической ситуации сменить вектор движения, уйти не в гнев, а в конструктив.

-8

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Исцеление духовных болезней. Введение в аскетическую традицию Православной Церкви. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2018.

[2] Духовное бессознательное. Православная концепция бессознательного и ее применение в лечении психических и духовных недугов. М.: Сретенский монастырь, 2021.

[3] Подробнее о молитве от неприязни  рассказывается ниже - в Приложении 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
МОЛИТВА ОТ НЕПРИЯЗНИ, МОЛИТВА О ЕДИНСТВЕ

Как только в уме появляются неприязненные мысли – нужно изо всех сил не давать им развиваться. Если включать свое внимание в поток этих мыслей – они будут усиливаться, множиться, становиться все более и более агрессивными. Они начнут "пожирать" сознание, лишать мира. Своим человеческим усилием пресечь их не получится, а вот прибегая к молитве - с помощью Божией, возможно. Молитву схиигумена Саввы* можно читать за делом, во время пути.

Молитва от неприязни

Молитва от неприязни удобна тем, что не нужно держать в руках молитвослова, поэтому этой молитвой Вы можете молиться во время всех дел. Схиигумен Савва советовал « …припасть усердно к Богу с горячею молитвою об избавлении от мучительного недоброжелательного чувства и о насаждении, на место его, чувства любви и благожелательства. И сделать это не раз и не два, а продолжать так делать, пока не умилосердится Господь, всегда готовый утишить всякую бурю, и пока чувство не изменится…

За своего обидчика надо даже крестик целовать и молиться такими словами: «Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика. Спаси меня его святыми молитвами». А сердце сердцу весть подает – и другой человек почувствует это. Цель - вытеснить из сердца злую силу".

Если мы имеем родственников или близких, которые страдают одержимостью, и если мы будем молиться за них, ежедневно будем целовать за них свой крестик – то облегчим их состояние. Бывает, например, муж неверующий, или сын, или дочь, – это тоже называется одержимостью, потому что они одержимы духом неверия. Если мы будем за них молиться, будем целовать за них крестик со словами: «Господи, и меня спаси, и спаси мою дочь, мужа, брата моего (имя)!» – то наше сердце, которое сделается светлым от лучей благодатного света, исходящих от Креста, подаст их сердцу весть.

Если нет возможности целовать крестик (люди рядом) – можно представлять будто находишься перед Крестом. Но не рисовать в воображении детали, а просто настроиться так, будто стоишь перед Крестом.

-9

Если сильно смущены или прогневались, не можете успокоиться – то можете в месте, где Вас никто не видит, сделать 3 земных поклона со словами "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас". Под словом "нас" подразумевая себя и того, против кого испытываете недобрые чувства. Если Ваше сердце смягчится – то ближний это почувствует, и его сердце тоже может смягчиться, умиротвориться. Если человек, за которого молитесь – не крещен, то последние слова («спаси меня его святыми молитвами») можно не опускать.

Если чувствуете, что озлобляетесь, теряете любовь – то молитесь, чтобы Господь удалил от Вас страсть неприязни (первая молитва), целуйте крестик. Можете, встретив страждущего, воздохнуть о нем словами второй молитвы.

Молитва Кресту

Если совсем тяжело, можно дополнительно читать молитву Кресту, кропить себя святой водой. Бывает, когда человек входит в состояние аффекта, на голову словно облако какое-то опускается, из которого вывести ум очень тяжело. Нужна сугубая молитва.
Крестом рвутся все сети вражии, которые нас окружают. Нужно крестить крестом на восток, запад, юг и север утром и вечером и во всех трудных обстоятельствах жизни (когда разгневаешься, испугаешься, поспоришь с кем-нибудь, плохой сон приснится и т.д.), читая молитву:

«Крест Христов, на весь мир освященный благодатию и Кровию Господа нашего Иисуса Христа, дан нам оружие на всех врагов наших — видимых и невидимых, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

* Савва (Остапенко), схиигум. Бисер духовный. Воспоминания духовных чад. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления. Молитвы на всякую потребу. – М.: Трифонов Печенгский монастырь, 2004. С. 466)

Схиигумен Савва (Остапенко)
Схиигумен Савва (Остапенко)

Молитва о единстве

Тех, к кому испытывается неприязнь или какие-то смущения, можно поминать во время чтения Молитвы о Единстве:

"Господи Иисусе Христе, Агнче Божий, вземляй грех мира, восходом Твоим на Голгофскую гору искупил еси ны от клятвы законныя и восставил еси Твой падший образ, на Кресте пречистеи руце Твои прострый, да чада Божия расточенныя собереши воедино и низпосланием Пресвятаго Духа в соединение вся призвавый.
Ты убо Сый Отчее сияние, пред исходом Своим на сие великое мироискупительное священнодействие молился еси Отцу Твоему, да будем вси едино, якоже Ты един еси со Отцем и Духом Святым; даждь убо нам благодать и мудрость исполнить сию заповедь на всяк день и укрепи нас на подвиг тоя любве, юже заповедал еси нам рекий: “Да любите друг друга, якоже возлюбих вы”.
Духом Твоим Святым даждь нам силу смирятися друг пред другом, поминая, яко аще кто больше любит, той больше и смиряется; научи нас молитися друг за друга, нести тяготы друг друга в терпении и объедини нас союзом любве неразрушимыя о имени Твоем святем, даруя нам и зрети в коемжде брате и сестре нашей образ Твоея неизреченныя славы и не забыти страха Твоего.
Осени нашу семью (дом, общину, обитель, страну) и покрый ее покровом Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, благословляя и заступая коегождо зде живущих: (имена), сохраняя же нас от тлетворных помыслов, от неподобающих слов или движений сердечных, могущих разрушити мир и единомыслие, яко да созиждется наша семья (дом, община, обитель, страна) на камени евангельских Твоих заповедей местом молитвы, освящения и спасения ради нас самих и ради всех пребывающих с нами, да обрящем вси покой и мир в Тебе, кротком и смиренном Царе нашем. Аминь».

Молитву о единстве можно читать в 22 часа. Если нет возможности читать в это время – можно читать в другое. Во время чтения молитвы можно поминать тех, кто нуждается в единстве.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ТЕКСТЫ И БЕСЕДЫ НА ТЕМУ ГНЕВА
о. ПРОКОПИЯ, А ТАКЖЕ - ИНЫХ АВТОРОВ

Некоторые материалы иером. Прокопия о гневе и о преодолении обиды

Иеромонах Прокопий (Пащенко)
Иеромонах Прокопий (Пащенко)

АУДИО-БЕСЕДА «Гнев: нужен или нет? Обида, осуждение. Появление, преодоление, направление. Практические советы»

https://dzen.ru/video/watch/65195f7de882c53f51e311d3

Таймкоды: 
00:10 Вступление. О теме гнева, обиды: частный вопрос и общий принцип действия страсти и преодоления её.
3:36 Духовные авторы о страстях как греховном навыке. Добродетели как навык добрый.
6:32 Антропология человека с точки зрения святых отцов. Сила раздражительная свойственна по природе человеку. 
9:10 Современные авторы о гневе. Концепция травмы. Пластичность мозга. Давать ли волю гневу? Гипотеза катарсиса. 
14:26 Преодоление гнева. Прп. Иосиф Исихаст как пример направления силы тимос в нужное русло. 
19:35 Александр Невский и берсерки как два противоположных примера. Алексей Арцыбушев и сила очищенного гнева. 
22:22 Основная мысль. Применительно к современности. Невозмутимость, но решительность. Борьба со страстным импульсом + стремление к добродетели. 
27:27 Зарождение гнева, возникновение страстного движения, преодоление - с точки зрения учения о доминанте Ухтомского. 
30:33 Инфернальное воздействие на человека. 
32:11 За желанием следует действие. Выработка навыка. Формирование доминанты. 
40:25 Этапы монашеской жизни как пример поэтапности для всех. 
42:11 Житие афонского старца Иерофея Дидаскала. Преодоление греховных реакций и выработка реакций евангельских. 
43:20 Можно ли "сбрасывать" гнев на что-то внешнее? 
47:02 Марк Подвижник о "согретом" месте. 
49:28 Намеренное возбуждение в себе гнева для мобилизации сил также не оправдано. 
51:32 Преодоление. Построение новой доминанты, а не атака доминирующей страсти в лоб. Необходимость созидательной деятельности. Мелочей не бывает. 
56:07 Процесс, обратный гневу. Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Достижение любви, кротости. 
59:57 С чего начать? Исповедь. Иисусова молитва. 
1:05:08 Подкреплять решимость измениться реальными поступками. Делать малое добро человеку, на которого гнев, обида. Молитва от неприязни до тех пор, пока чувство не переменится на противоположное. Прибегать ко Кресту. 
1:10:50 Не концентрироваться на образе, вызывающем приступ гнева. Сад с колючками и цветами. 
1:13:38 Перевоспитание доминанты. Призма восприятия изменяется со временем. 
1:16:48 Обида. Создать другое русло для мыслей. 
1:24:37 Навыки, помогающие тормозить страстные доминанты: пост, послушание. 
1:29:58 Исцеление ума. Три силы: логос управляет тимосом и эросом. 
1:33:09 Осуждение. Видеть во всем плохое - притча о пчеле и мухе. Оскудение не вокруг, а внутри тебя. 
1:37:22 Итоги. Искать не столько методику преодоления вспыхивающего гнева, сколько изменять в себе предпосылки к возникновению его. Воспитание сил души в их природном предназначении. 
1:39:46 Ещё некоторые практические советы. Сугубая молитва, призывание святых, сила крестного знамения.
1:41:33 Оптимизм с одной стороны и осторожность с другой, в деле преодоления злых навыков, пороков, страстей.
1:43:43 Тяжелые случаи вследствие связи с оккультным миром. Понять, из-за чего стал открыт доступ для действия инфернальных сил. Общаться с духовником. Отделять себя от своих мыслей.

О механике гнева в письменном варианте – см. третью часть статьи «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения»

В эфире упоминалась работа иеромонаха Прокопия «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
К теме прощения, преодолении зацикленности на негативном опыте имеют отношения
часть 2.1, часть 4.1

Некоторые глубокие размышления о прощении

– Святитель Николай Сербский, книга бесед на воскресные Евангелия, неделя одиннадцатая, «Евангелие о прощении».

– Преподобный авва Дорофей, книга «Душеполезные поучения», поучение седьмое, «О том, чтобы укорять себя, а не ближнего»

– Рассказ митрополита Вениамина (Федченокова) о том, как он успокоился только после того, как примирился. Книга «Божии люди», главы «Зосимова пустынь», «Грибное послушание»

Книги, написанные христианами, прошедшими экстремальные условия гонений и сохранившими способность к радости

– Протоиерей Михаил Труханов, «Первые 40 лет моей жизни».
– Евфросиния Керсновская, «Сколько стоит человек».
– Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская), «О действии благодати Божией в современном мире».

Еще - материалы о.Прокопия о гневе, раздражительности, обиде, осуждении, злости

– Цикл лекций "Искра жизни: Свет, сумерки, тьма":
5.2.
Осуждение и последствия осуждения (распад картины мира, нарушения сознания). См. также цикл Обращение к полноте, беседу 1.4.

– Также тема обиды (в том числе на родителей), гнева - поднимается в цикле лекций "Разноголосица мыслей":

– Очень понравилась заметка одного человека, который был эзотериком и стал православным (был гневливым, выпивал, был зависим от игровых автоматов). В нескольких пунктах описал свою программу действий (страдал от гнева, от тяги к игре и пр.).
Заметка приводится в первой части
статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
В заметке он упоминает некоторые мысли из лекции о преодолении зацикленности на себе, в частности, упоминает верующего нейрофизиолога академика А.А. Ухтомского.

В кратком виде некоторые мысли Ухтомского, рассмотренные сквозь призму мыслей духовных авторов, приводятся в упомянутой третьей части статьи «Обращение к полноте», а также в статье «О развитии монашества, о теории «созависимости» и о прочих психологических подходах к решению личностных проблем», в главах «Нейрофизиология и любовь», «Услышать голос другого»

УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875—1942) — выдающийся советский физиолог, акад. АН СССР (1935), лауреат премии им. В. И. Ленина (1932), ученик H. Е. Введенского
УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875—1942) — выдающийся советский физиолог, акад. АН СССР (1935), лауреат премии им. В. И. Ленина (1932), ученик H. Е. Введенского

– Выдержка из статьи «Три силы: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)».

У поклонников казино жизнь стремительна – через несколько лет может наступить крах всего. Игрок весь сосредоточен на игре и ради неё он жертвует всем. Он напоминает дерево, быстро сгорающее вследствие удара в него молнии. В том же направлении (от древесины к пеплу), но медленнее и не с таким эпатажем, двигаются люди менее взбудораженные. Они, не причисляющие себя к аддиктам (то есть зависимым, приверженным страсти), не живут в состоянии пожара. Но внутри сознания многих из них присутствует страстность. Её искра раздувается и начинает свою разрушительную работу: сознание поражается подобно дереву, внутрь которого попал уголек. Оно стоит, кажется красивым и крепким, а потом вдруг падает и из-под лопнувшей коры вываливается изъеденная огнем труха.

Феномен увлечения сознания яркой эмоцией характерен как для игрока, так и для домохозяйки. Эмоция загорелась, засыпала своими искрами сознание, и человек не может противопоставить этому фейерверку никакого внутреннего ресурса.

Такое трагическое положение дел характерно не только для людей, пораженных тягой к казино. Игрок увлечен желанием отыграться, а домохозяйка, например, увлечена желанием поругаться. Страсть гнева владеет ею наподобие того, как игроком владеет тяга к зеленому сукну. Игрок знает, что если не остановится, то столкнется с крахом жизни, но, чтобы остановиться – сил в себе не находит. И домохозяйка, привыкшая ворчать и ругаться, знает, что такой образ поведения разрушительно влияет на её жизнь. Знает, но ничего не может с собой поделать. Оба они: и игрок, и домохозяйка, находятся в подчинении страсти.

И в случае игрока, и в случае домохозяйки речь идет о возбуждении силы, которая по-гречески называется «тимос» (горю, пламенею). Смысл этой силы – помогать человеку в преодолении препятствий, встающих на пути стремления к цели. Внимание игрока устремлено к брошенным кубикам, наблюдение за ними на время игры становится главным делом в жизни. Кто-то из игроков не столько хочется выиграть, сколько отыграться. Что за интерес выиграть еще один миллион, если у тебя их много? А вот отыграться у такого-то господина – эта цель захватывает внимание. Домохозяйка же полностью сосредоточена на непреодолимом желании высказаться – и, чтобы, реализовать это желание, она готова преодолеть любые препятствия (которые могут быть представлены, например, голосом совести, подсказывающей, что ругать из-за какой-то мелочи любящего тебя человека – это, по крайней, мере неразумно).

– Еще на тему прощения, насилия и преодоления зацикленности на факте пережитого насилия, – в беседах цикла "Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты»:

– О том, что непрощение разрушает человека, о том, что ненависть - сжигает, в главе "Вопрос о недостатках" из второй части статьи "Подводная часть айсберга: о соблазне церковного раскола".

— О последствиях пережитого насилия (сексуального, физического, о преодолении саморазрушение вследствие невозможности «переварить» эту «страницу» своего прошлого – в статье «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты»:
– Часть 2.1, «Травматический опыт как некогда пережитая, воспроизводимая, изменяемая и преодолеваемая доминанта». – Часть 4.1. «О посттравматическом росте – девушке, пережившей психологическое насилие и не могущей после пережитого прийти в себя»

Проповедь "О прощении" в Неделю сыропустную, Воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье 14.03.2021 г.

– «Отпустить» 

– Видео "Чувство вины и трудное "Прости"

-13

#гнев #ярость #обида #раздражительность #неприязнь #прощение #примирение