Пожалуй, вторым по популярности мифом относительно гербицидов на вьетнамской войне является идея о том, что их, якобы, рассматривали как некий эквивалент химического оружия, способный поражать живую силу противника и изгонять партизан из занимаемых районов. Это, разумеется, не имеет никакого отношения к реальности, но общий паттерн принятия решений об использовании гербицидов достаточно интересен сам по себе. Упоминания об этом можно найти во множестве статей по теме, но наиболее полную информацию я отыскал в книге Уильяма Бэкингема «Operation Ranch Hand: the air force and herbicides in southeast asia 1961-1970».
Началось всё с вопроса финансов, как бы прозаично это ни звучало. Дело в том, что Республика Вьетнам (РВ) была включена в программу по получению финансовой помощи общим объёмом около 220 миллионов долларов. После прихода Кеннеди к власти в январе 1961 она была расширена в рамках так называемого «противоинсургентного плана» ещё на 42 миллиона (с добавлением условия: для получения денег правительство РВ обязуется провести определённые социальные и военные реформы, которые, по мнению американцев, должны укрепить страну с точки зрения противодействия вторжению иностранных партизан и гарантировать, что деньги не будут потрачены впустую). Кабинет Нго Динь Зьема принял помощь, но отложил выполнение этих обязательств на неопределённый срок. Американцы в ответ заморозили предоставляемые финансы, хотя их политический и военный контингент, находившийся внутри самого Вьетнама и тесно взаимодействовавший с вьетнамскими политическими кругами, выступал решительно против такого шага: эти люди настаивали, что необходимо начинать оказывать помощь уже сейчас, потому что ситуация грозит выйти из-под контроля вьетнамского правительства. Такие заявления заставили Кеннеди изменить своё решение, и 11 мая на национальном совете обороны он, отвечая на вопрос «Каковы цели политики США во Вьетнаме?», сказал следующее:
«…Предотвратить захват Южного Вьетнама коммунистами. Создать в этой стране сильное и надёжное демократическое общество. В ускоренном темпе начать производить действия военного, политического, экономического, психологического и скрытного характера, направленные на достижение этой цели».
Кроме того, Кеннеди в своём письме президенту Дьему, написанном в рамках обсуждения военной помощи, сделал следующие предложения:
«1. Помочь правительству Южного Вьетнама и его вооружённым силам в осуществлении контроля за границей и в борьбе с партизанами путём применения регулярной воздушной разведки и современных технологий для наблюдения за дорогами и путями вдоль границы.
2. Помочь правительству Южного Вьетнама в создании центра военного развития и тестирования (англ. Combat Development and Test Center) в Южном Вьетнаме, который будет разрабатывать новые методики и технологии для борьбы с Вьетконгом».
Предложения были приняты, и американцы на скорую руку организовали специальную группу (CDTC), в задачи которой, среди прочего, входило:
«…Прямо получать и/или разрабатывать и тестировать новейшее вооружение и военное оснащение, пригодное для использования в Индокитайском регионе, с тем условием, что оно не попадает под политические ограничения (включая те, которые использовались коммунистами для обвинения США в ведении биологической войны в Корее)».
Последнее весьма примечательно, поскольку это — один из примеров, когда американцы прямо использовали свой опыт Корейской войны для дальнейшего планирования. Да, выдвинутые тогда обвинения в применении биологического оружия были просто пропагандистской уткой; но, если уже в ходе боевых действий во Вьетнаме они будут выдвинуты снова, американцы не желали, чтобы действия их группы можно было трактовать как доказательства в пользу этих обвинений. Данный концепт в будущем подвергнется существенной ревизии.
CDTC вскоре начала обращать внимание на потенциал использования гербицидов в военных целях. 10 июля 1961 в своём отчёте они рекомендовали применять вертолёты для проведения ограниченной программы по распылению гербицида вдоль границы с целью предотвращения пожаров. Всё оборудование, затребованное из Штатов для этого мероприятия, было получено; и уже 10 августа южновьетнамские вертолёты H-34 выполнили первую миссию по распылению диноксола над дорогой к северу от Контума. Двумя неделями позднее к программе также подключились транспортные самолёты C-47 ВВС РВ; причём цель, которая представляла собой 4-километровый отрезок пути №13 в 80 километрах от Сайгона (поблизости от деревни Чхоньтхань), выбирал лично президент Зьем.
Хотя американцы оценивали результаты этих миссий достаточно скромно, того же нельзя было сказать про Зьема: он наоборот воспылал неожиданным энтузиазмом. 29 сентября во дворце Независимости в Сайгоне состоялась встреча между американскими военными советниками и официальным послом США во Вьетнаме с одной стороны и Зьемом с другой. Их беседа затрагивала множество вопросов и ближе к концу коснулась темы сельскохозяйственных посевов Вьетконга. Зьем выразил беспокойство насчёт того обстоятельства, что в удалённых районах страны Вьетконг заставляет народность тхыонгов расчищать землю и сажать рис для своих нужд. В течение следующего месяца, по его словам, противник сможет собрать богатый урожай и получить много продовольствия. В связи с этим, президент предложил незамедлительно использовать против посевов гербицид, чтобы уничтожить их до начала сбора урожая. Дьем сказал, что знает, будто у американцев есть «порошок», способный уничтожать рис, и что президент Кеннеди может дать разрешение на его использование. В ходе дальнейшей дискуссии выяснилось, что, по-видимому, советник Зьема перепутал уже имеющиеся в арсенале у американцев гербициды с каким-то другим веществом, которое попадает в категорию химического, биологического или радиационного оружия. Члены делегации прямо заявили об этом Зьему, но тот ответил, что ему не важна конкретная классификация этого вещества — главное, чтобы оно ликвидировало посевы Вьетконга. Американцы отказались давать какие-либо гарантии со своей стороны, и на этом встреча завершилась.
На протяжении осени в Вашингтон продолжали поступать тревожные вести из Южного Вьетнама: американские специалисты оценивали положение правительственных сил как нестабильное. Это дало почву для очередной попытки пересмотреть политику в отношении Южного Вьетнама. Так, на встрече 10 октября госсекретарь США и министр обороны обсуждали документ под названием «Концепция интервенции во Вьетнам» (да, он так официально и назывался). Там рассматривались различные варианты введения американских войск (под эгидой ООН или без таковой) на территорию РВ, чтобы помочь местному правительству в борьбе с Вьетконгом. Пояснительная записка, прилагавшаяся к документу, затрагивала вопрос использования гербицидов:
«…Проводить операции по распылению гербицидов, используя коммерческие самолёты и пилотов (ЦРУ). Эти операции поначалу должны носить экспериментальный характер, нацеленный на определение возможностей гербицида по расчистке путей в джунглях».
План был вынесен на рассмотрение Совета безопасности США, где Кеннеди из всех предложенных пунктов утвердил только один, а именно — отправку в РВ специальной контрпартизанской эскадрильи ВВС «Jingle Jim». Параллельно с этим, уже развёрнутая во Вьетнаме группа американских военных советников подготовила свой собственный план по использованию гербицидов для улучшения видимости (как горизонтальной, так и вертикальной) на границе с Лаосом и в районах, подвергнувшихся инфильтрации Вьетконга. Этот план, однако, был слишком амбициозен и превышал возможности южновьетнамских ВВС. Всё это привело Пентагон к мысли: для того, чтобы программа по использованию гербицидов была хоть сколько-нибудь успешной, необходимо подключить к ней американские самолёты. Но здесь было множество трудностей, главным образом — политического характера. 3 ноября объединённый комитет начальников штабов (ОКНШ) отправил Макнамаре рекомендацию, где, в числе прочего, говорилось:
«…ОКНШ придерживается мнения, что осуществление программ по распылению гербицидов над заброшенными тапиоковыми рощами (ровно как и над другими зонами, где происходит выращивание еды) должно осуществляться с особой осторожностью, чтобы не дать повода обвинить США в использовании химического или биологического оружия. Осуждение со стороны иностранных держав в таком случае будет серьёзным. В связи с этим, рекомендуется проводить подобные операции совместно с публичными кампаниями, как того хочет оперативная группа в Сайгоне».
Макнамара в ответ сказал, что, хотя он признаёт весь политический риск таких программ, военную необходимость тоже нельзя сбрасывать со счетов, и что сейчас он не может дать однозначного ответа на вопрос.
Тем временем, упомянутая международная реакция начала появляться ещё до начала участия американцев в кампании по распылению гербицидов. Заместитель министра обороны Розвелл Л. Гилпатрик оповестил президента, что 6 ноября радио Ханоя сообщило, будто южновьетнамские силы распылили «ядовитый газ» над деревней Тайнин, от которого люди, якобы, начали заболевать. Гилпатрик признавал, что уничтожение посевов в отдалённых районах Вьетнама, населённых тхыонгами, имело смысл с военной точки зрения, но в политическом плане «использование химикатов для уничтожения запасов еды в глазах мирового сообщества представится, вероятно, худшей опцией из возможных». Также Гилпатрик сказал, что если удастся реализовать программу переселения тхыонгов, то это может сгладить политический урон. Суммируя свои наработки, замминистра представил президенту два наиболее реалистичных варианта действий:
«1. Отказаться от использования [гербицидов] из-за возможной негативной реакции как со стороны местного населения, так и со стороны мирового сообщества. Насчёт последнего, однако, у нас нет чёткого прогноза, так как эти вопросы должен решать Госдепартамент.
2. Осуществлять очень осторожную и очень выборочную программу, начиная с расчистки ключевых путей и приступая к операциям по уничтожению посевов только в том случае, если будет создана заранее продуманная программа по переселению или обеспечению едой из альтернативных источников; удерживать зону D и зоны на границе до тех пор, пока у нас не появится возможность для получения немедленного военного преимущества».
30 ноября Кеннеди утвердил второй вариант. С этого момента начинается вводный, пока ещё достаточно скромный по масштабам, этап операции «Ранч Ханд». Американцы перебросили во Вьетнам шесть специально оборудованных C-123. Самолёты вылетали на задания с опознавательными знаками ВВС Южного Вьетнама; пилоты набирались из добровольцев, которые носили гражданскую одежду и были специально предупреждены, что в случае их попадания в плен правительство будет отрицать всякую к ним причастность.
Вопрос о распылении гербицидов над посевами, однако, встал на мёртвой точке более чем на год. Правительство РВ несколько раз пыталось добиться от американцев какого-то ответа на этот счёт, но успеха не имело. На встрече с генералом Харкинсом в Сайгоне 19 марта 1962 президент Зьем ещё раз поднял вопрос об уничтожении посевов. На вопрос генерала «Каким образом будут обнаруживаться именно посевы Вьетконга?» Зьем ответил, что он «знает», где они расположены. Генерал не дал никаких гарантий и сообщил о ходе беседы Макнамаре. Дело осложнялось тем, что ВВС РВ уже имели в своём распоряжении вертолёты, оборудованные для распыления гербицидов, и сами химикаты были доступны для покупки на мировом рынке, то есть у американских военных советников не было возможности предотвратить кампанию по уничтожению посевов — они могли лишь гарантировать свою непричастность к ней. Более того, как стало известно позднее, программа по уничтожению посевов к этому моменту уже была запущена и функционировала неизвестное количество времени; причём проводилась она как со стороны правительственных сил, так и со стороны Вьетконга. Единственная разница была в том, что в этом деле обе стороны пока что ещё не использовали гербициды, обходясь обычным ручным инструментом (поджогом полей и тому подобным).
Всё это породило значительные дискуссии внутри американских военно-политических кругов, где чисто военная необходимость, представленная Департаментом обороны и частью военных советников внутри Вьетнама, сталкивалась с риском политических осложнений, которых опасались Госдепартамент и президент. Перелом в этой борьбе наступил 25 сентября, когда госсекретарь РВ Нгуен Динь Туан лично навестил Кеннеди. Туан заявил, что уничтожение запасов продовольствия Вьетконга является ключевым фактором в войне, и также поможет ограничить влияние Вьетконга на тхыонгов. Кеннеди в ответ задал два вопроса: «Могут ли правительственные силы отличать посевы Вьетконга от остальных посевов?» и «Насколько выгоды от такого решения будут перевешивать негативный пропагандистский эффект?». Туан объяснил, что посевы Вьетконга располагаются в отдалённых и необитаемых районах страны, а разведка докладывает, что Вьетконг сталкивается с серьёзным продовольственным кризисом, и что тхыонги сами попросили о проведении такой операции. Туан далее сказал, что раз Кеннеди колеблется с решением, пусть тогда правительственные силы проведут ограниченное распыление гербицида с помощью ручного инструмента, после чего можно будет оценить произведённый эффект. Кеннеди ответил, что примет решение до конца недели.
2 октября 1963 года Белый дом дал «зелёный свет» проведению ограниченных операций по уничтожению посевов с использованием гербицидов. Сделано это было, однако, с несколькими оговорками:
1. Распыление должно было проводиться только в том случае, если посевы находились на определённом уровне роста, при котором мог быть достигнут явный успех;
2. Выбор целей должен был осуществляться таким образом, чтобы минимизировать ущерб для фермеров, не работающих на Вьетконг;
3. Американские официальные лица должны были самостоятельно убедиться, что меры, предпринимаемые южновьетнамским правительством для обеспечения населения продовольствием и для приёма беженцев, являются достаточными;
4. Официальные лица в Сайгоне должны были принять меры для минимизации возможного политического ущерба как внутри Вьетнама, так и за его пределами.
Таким образом, шаг за шагом были созданы предпосылки для широкомасштабной кампании по применению гербицидов. По сути, отсутствие в американском политическом руководстве единого мнения по этому вопросу замедлило программу более чем на три года. Сами же американские ВВС, изначально не принимавшие прямого участия в распылении гербицидов, в итоге стали рекордсменами в этой области.
В завершение я считаю важным отметить два любопытных факта. Во-первых, миф о гербицидах, как о химическом оружии, начал конструироваться северовьетнамскими коммунистами превентивно, задолго до того, как реальные негативные последствия, вменяемые в вину содержащемуся в гербицидах диоксину, могли бы быть замечены среди гражданского населения; впоследствии этот миф стал адаптироваться под политическую повестку и оброс «актуальными» подробностями (по степени своей достоверности ничем от оригинала не отличающимися) навроде историй о миллионах детей-калек, сотнях тысяч погибших и так далее. Во-вторых, на протяжении всего рассматриваемого периода правительство РВ демонстрирует просто какое-то удивительное безразличие к возможному сопутствующему ущербу для своего же гражданского населения; такой подход, помимо очевидных недостатков с точки зрения контрпартизанской борьбы, нёс в себе ещё и скрытые политические проблемы, потому что он прямо демонстрировал американцам, заинтересованным в минимизации побочного ущерба, что правительство РВ не может и не хочет эффективно решать подобные вопросы.
Автор - Андрей Зайцев