История создания фильма "Бегущий по лезвию" началась еще в 1968 году, когда американский писатель Филлип Дик опубликовал свой роман "Мечтают ли андроиды об электрических овцах?". Книга рассказывала о будущем, где люди создают искусственных людей, называемых "репликантами", для использования в качестве рабочей силы на других планетах. Репликанты обладают физической и умственной силой, но не имеют человеческих чувств и эмоций. Книга была хитом, и ее идеи привлекли внимание Гэмптона Фанчера и Дэвида Пиплса, двух сценаристов, которые решили создать на основе романа фильм.
Съемки фильма начались в марте 1981 года в Лос-Анджелесе под руководством британского режиссера Ридли Скотта, который в то время уже снял несколько успешных фильмов, включая "Чужого" (1979). Съемки проходили в довольно сложных условиях - ограниченное время, небольшой бюджет и съемочные площадки, которые были не слишком подходящими для создания будущего мира, описанного в романе Филлипа Дика.
Одной из самых трудных задач, с которыми столкнулась команда создателей, было создание образа репликантов - искусственных людей, созданных для выполнения определенных задач. Главный герой фильма, Рик Декард, является полицейским, чья работа заключается в охоте на репликантов, которые пытаются вернуться на Землю. Для создания образа репликантов было использовано много эффектов, включая макияж, контактные линзы и костюмы. Однако, самым важным элементом был актерский талант - Рутгер Хауэр, который играл главного злодея, создал неповторимый образ репликанта Роя Батти.
Одной из главных идей фильма была идея того, что репликанты, несмотря на свое нечеловеческое происхождение, могут иметь человеческие чувства и эмоции. В том числе, они могут испытывать любовь, желание и страдание, что ставило под вопрос моральную принадлежность репликантов и их права на жизнь.
В процессе съемок возникли и другие трудности. Например, актер Харрисон Форд, который играл главного героя Рика Декарда, не был уверен в том, что фильм получится успешным, и проявлял отчужденность к другим членам съемочной группы. Тем не менее, Ридли Скотт и сценаристы умело управляли ситуацией и режиссер смог вытянуть максимум из каждого актера.
После съемок, фильм был представлен на кинофестивале в Каннах в мае 1982 года, где получил смешанные отзывы критиков. Некоторые критики посчитали фильм слишком медленным и неинтересным, однако, другие оценили фильм за его атмосферу и глубокие философские вопросы.
Несмотря на то, что "Бегущий по лезвию" не стал коммерческим успехом сразу после выхода на экраны, фильм со временем стал культовым и значимым для истории научной фантастики. Его влияние оказало на многих режиссеров и продюсеров, которые в дальнейшем создавали современные научно-фантастические фильмы.
В 1992 году, фильм был переиздан в новой, расширенной версии, которая включала несколько дополнительных сцен, уточняющих сюжет и углубляющих персонажей. В 2019 году вышел продолжение "Бегущего по лезвию" - "Бегущий по лезвию 2049", которое стало достойным продолжением оригинального фильма и также получило множество наград и признаний.