Большинство людей, живущих сегодня на нашей планете, уверены в том, что мир гораздо больше того, что мы видим вокруг себя, своими физическими глазами, в состоянии бодрствования.
Даже те из материалистов, кто является достаточно интеллектуальным, догадываются, что наши чувства, с помощью которых мы воспринимаем мир, очень ограничены, и большую часть того, что есть в мире мы увидеть (услышать, и т.д., то есть воспринять) непосредственно не в состоянии. Но воспользовавшись инструментами (микроскопами, телескопами и т.д.), а также интеллектом можем несколько расширить воспринимаемое нашим разумом.
Древняя Мудрость, составлявшая некогда основу всех Религий и Учений, утверждает, что Мир состоит из семи планов бытия, из которых нашему непосредственному восприятию доступен только первый (или последний, смотря с какой стороны считать).
Считается также, что в процессе медитации, или в результате Озарения (самадхи), что нынешняя материалистическая наука называет "изменёнными состояниями сознания", человек способен узреть и другие, более высокие планы Бытия. Но это требует настоящего духовного развития и высочайшей нравственности, а всякие механические способы развития "высших способностей" или "центров" откроют несчастному "познавателю" ближайший к физическому низший астральный план, а также дорогу к одержанию, к сумасшествию и смерти.
И тем не менее каждый человек постоянно оказывается в ином мире, мире, который недоступен нашим физическим чувствам – во время сна. Но осмысливая эту информацию, надо помнить следующее: то, что мы вспоминаем после пробуждения как свой сон – это ни в коем случае не буквально то, что происходило с нами в Тонком мире, не то, что мы буквально делали.
Сны, вспоминаемые нами, это сильно искажённые образы того, что было на Тонком плане, – всего лишь та часть, которую оказался способен воспринять наш физический мозг.
Подчас образы, пришедшие с планов разного уровня, смешиваются и создают причудливые, иногда кажущиеся абсурдными картины. Тем не менее, увиденные нами сны – это не иллюзия, вызванная ночной работой физического мозга, но отражение иной, более тонкоматериальной, а иногда даже духовной реальности.
Рассказывая в своей книге "Ключ к Теософии" о той части Мироздания, в которой живёт человечество нашей планеты, Е.П. Блаватская говорит о семи "обиталищах", семи Мирах, на которые можно условно разделить наш Мир.
Восточное Учение утверждает наличие семи Планов Бытия, и каждому из этих Планов соответствует определённое состояние сознания. Человечество в его текущем цикле эволюции не имеет представления об этих совершенно разных состояниях сознания и жизни на этих Планах.
Не только по причине различной плотности материи, но и потому, что восприятие действительности на других Планах совершенно отличается от восприятия нашего физического Плана.
Когда говорится о Планах существования, надо понимать, что это иные уровни пространственно-временной действительности, бесконечной и разнообразной в своих проявлениях, уровни, которые не воспринимаются нашим сознанием в состоянии бодрствования. Тонкие, и тем более тончайшие Планы находятся совершенно за пределами обычных восприятий.
В качестве примера и доказательства "совершенно иного набора чувств", соответствующего этим Планам, Е.П. Блаватская приводит явление сна, когда человек за мгновения проживает множество событий, месяцы и годы. Во сне человек иначе ощущает вкусы и запахи, иначе слышит и говорит. Таким образом, тонкие и тончайшие (духовные) Планы существуют вне пределов обычного восприятия и трёхмерного пространства, им соответствуют иные чувства и иное восприятие времени, иное течение мысли.
"Наша философия учит нас, что в природе есть семь основных сил и семь планов бытия, а значит, и семь состояний сознания, в которых человек может жить, думать, помнить, и вообще быть… У каждого из семи основных планов, или слоёв… есть своя объектная и субъектная сторона, своё пространство и время, своё сознание и набор чувств…" Е.П. Блаватская "Ключ к теософии".
Е.П. Блаватская также говорит о том, что знания биологии и физиологии современной ей науки (добавим, что и нынешней пока тоже) не соответствуют истине о состоянии сна человека. Наука, продолжая находиться в тисках материализма, не "знает" духовной природы человека.
Сон же представляет собой форму тонкого бытия, поэтому при развитости сознания человечества может способствовать познанию Действительности.
Восточное Учение утверждает существование двух принципиально разных "природ" в человеке – физической и духовной, двух существ – физического и духовного, "человека мыслящего" и человека, который воспринимает мысли первого.
И каждой из этих "природ" соответствуют только ей присущие органы и способы восприятия и взаимодействия с действительностью. Физический человек воспринимает исходящее из Духовного Плана в той мере, в которой его разум (личности) может воспринимать исходящее из Индивидуальности ("человек мыслящий") – из высшей, духовной основы своего существа.
"…мы различаем в нём две разные природы: высшее или духовное существо, состоящее из трёх "принципов" (начал), или аспектов, и низшее, или физическую четвёрку, состоящую из четырех – итого их семь" (Е.П. Блаватская "Ключ к Теософии").
Таким образом, будучи в состоянии сна, человек, если его сознание достаточно одухотворено, может воспринимать происходящее на более Тонких Планах бытия. Но даже в этих случаях его бодрствующее сознание либо ничего не сохранит, либо сохранит лишь очень малую часть впечатлений Планов Высших.
Живая Этика побуждает вспоминать и осмысливать впечатления, получаемые во снах, и в целом относиться ответственно к состоянию сна, устремляясь перед сном к Миру Высшему, к Свету.
Василевский А.В.