Эта статья не политический релиз, не новостной материал, не журналистское освещение событий, не агитирует и не призывает к чему бы то ни было – это продукт мышления и исключительно частное мнение, право на выражение которого, предусмотрено ст. 29 Конституции Российской Федерации.
Часть III. Жертвенность Украины в цивилизационном противостоянии
(начало в части I и части II)
С момента появления независимой Украины на постсоветском пространстве, внутри неё было несколько векторов противостояния.
Первый
Бытует упрощённое представление о том, что Западная Украина якобы тяготела к Европе, а Восточная — к России.
В этом контексте не важно, почему так исторически сложилось, достаточно взглянуть на карту и вспомнить период Великой Отечественной войны, то есть это чисто внутренний гражданский конфликт.
Западная Украина действительно склонялась к Европе, но вопрос — к какой?
А вот тут многие сильно ошибаются, упоминая Польшу. Галиция, Волынь и другие земли входили в состав Польского, а также Польско-Литовского, государства, но при этом пребывали там в качестве униженного, периферийного захолустья. Поэтому на уровне исторического подсознания, западноукраинские регионы туда явно не хотят.
А стремятся они в Австро-Венгрию, в составе которой город Львов, как научный центр империи.
Но Австро-Венгрии больше нет. Но есть католицизм и Ватикан, а Галиция, в большинстве населения, — это католики и униаты под властью Римского престола.
Если кратко — они хотят в католическую Европу, а не конкретно в Польшу, что большая смысловая разница.
При этом Восток Украины, в частности Донбасс, себя идентифицирует исключительно с православием и русским миром, а, следовательно, противоречия регионов выходят уже на уровень религиозного конфликта, то есть межконфессиональный.
Из истории мы знаем, что самые жестокие и кровавые — это войны именно религиозные. Тридцатилетняя война в Европе, резня между католиками и протестантами по количеству жертв превысила Первую и Вторую мировые войны вместе взятые, если исходить из процентного отношения населения к жертвам войны.
Второй
Это южные города, прежде всего Одесса, Херсон и ряд других. Да, их можно считать русскоязычными, только суть в другом.
Они, прежде всего, города торговые. А суть любого такого города в том, что всё равно с кем торговать, лишь бы шёл процесс. А так как торговля по Чёрному морю веками была связана с Турцией, то и, на подсознательном уровне, юг Украины, в том числе и с учётом этнического состава населения, имеет не так ярко выраженный, но свой, отдельный вектор развития. И это направление — Турция.
Торговые города не столь радикальны, но они отличаются от классических индустриальных центров Восточной Украины.
В такой ситуации, в начале 90-х годов, перед руководством Украины стояла архисложная задача — найти общие начала и переформатировать систему управления так, чтобы страна не расползалась в своём цивилизационном выборе.
Увы, но если первые 5-10 лет независимости Украина ещё справлялась за счёт системы советской бюрократии и кадров на местах, то к началу первого майдана 2004 года, уже была пройдена точка невозврата.
Гибель государства стала неизбежностью, оставался лишь вопрос времени.
Третий
Сам город Киев, который превратился не в консолидирующий и объединяющий столичный город, а совершенно наоборот.
В столице сконцентрировались элитные олигархические группы, владельцы отраслей и гигантских предприятий, которые были повязаны с различными финансовыми и экономическими институтами Запада.
Причём одни группы ориентировались на Британию, другие на США или Францию и Германию.
В результате каждая элитная группа стала продвигать исключительно свои личные интересы и выдавать их за интересы общегосударственные.
А, следовательно, подконтрольные СМИ, транслировали в общество вовсе не государственные задачи, а выдавали за таковые, частные, клановые приоритеты.
Четвёртый
Смысл, сложившейся на Украине философии бытия в том, что прекрасный климат, плодородная почва, обилие рек и пахотных земель, веками подталкивали жителей тех краёв к земледелию и крестьянскому труду.
Несмотря на обилие классических индустриально развитых городов и научных центров с высшими учебными заведениями, огромная часть населения исторически связана с сельским бытом.
В этом смысле, украинская деревня существенно отличается от российской. Она хуторского типа.
Это ярко отмечал в своих трудах Н. В. Гоголь, подчёркивая имеющийся отдельный вид субкультуры. Ведьмаки и гадалки, оккультизм и мифология, тайные смыслы и заговоры, уходящие в глубокую дохристианскую эпоху.
Ничего подобного в российских сёлах, с точки зрения традиций, культуры и норм морали, нет.
Таким образом, историческая память украинского села вошла в противоречие с городским типом мышления.
И дело не в том, что лучше, суть в том, что они разные и во многих отношениях — противоположные.
Мировоззрение жителей любого села строится на базовых принципах. Частное всегда ближе общественного, отношения социума выстраиваются по кровно — родственному принципу, план развития, чаще всего, определяется сменой времён года, то есть на очень короткую перспективу и напрямую зависит от погодных условий и урожая.
В то время как городское население живёт в форме территориального или структурного управления, общественные цели и задачи первостепенны.
Плюс к этому, у жителей села нормы поведения чаще на подсознательном уровне связаны с неписанными правилами, обычаями, традициями и устоями конкретной местности, а в городе — за основу взяты писаные нормы, то есть общество зажато, в первую очередь, законодательно.
Идентификация по принципу «свой — чужой», в городе и в селе совершенно разная.
Такая ситуация, рано или поздно, всегда приводила к конфликту мировоззрений между селом и городом.
На Украине это проявилось в полной мере.
Вертикаль власти и государственные институции стали выстраиваться по хуторскому типу мышления. Но государственная система всегда растёт из базового принципа — общественное выше частного — плюс стратегия развития.
По сути, на Украине выстроилась не государственная система, а большое село, да ещё с разными векторами развития.
Если первые годы конфликт и не выходил на поверхность, то только благодаря тому, что кадровый состав села прошёл формирование через школу советских колхозов и совхозов, а это отдельная институция, где общественные задачи поглощали частные интересы.
С первой волной, так называемой десоветизации, запущенной на Украине в начале нулевых, хуторская система поглотила всё остальное.
В городах, на руководящие должности всех уровней назначались классические хуторяне. Они могли быть родом вовсе не из глубоких сёл, важна суть их мышления, логика поведения, их мировоззрение и отношение к социуму. Как сказано в поговорке — можно легко увезти девушку из села, но сложно вывезти село из девушки.
Все скопившиеся противоречия оказались неустранимы
Требовался системный, научный, детальный подход, но им никто не занимался.
В результате одной из плоскостей украинского конфликта, имеем классическое гражданское противостояние «всех против всех», где социальное начало переплетается с религиозным обострением, а классовая борьба перемешивается с территориальными обычаями и клановыми разборками.
Продолжение следует📜
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк 👍, если статья интересна и поделитесь в комментариях своим мнением о прочитанном!
Благодарю за внимание!