Pax vobiscum, прекраснейшие наши! Поздравляем вас с... Ладно, шутку про годовщину февральской революции прибережем для "ТыжИсторика", а здесь просто и честно поздравим всех причастных и участвовавших с Днем защитника Отечества. Благо, сами непричастны никоим образом - в силу разных причин.
А заодно дадим себе маленький роздых от немецкой эпической поэзии. Сегодня про то, с чего наш канал (отчасти) начинался, и о чем нам интересно говорить. Давайте про кино, короче.
Учитывая дату, говорить мы будем про кино не абы какое - а про военное. И любимое. Итак, что смотрят пушистики, скандалы, интриги, расследования крайне субъективная и люто вкусовщинная подборка. Идем на Вы!
1. США - "Взвод".
Как хотите, а из "большой тройки" фильмов про Нам ("Апокалипсис сегодня", "Цельнометаллическая оболочка", "Взвод") превыше всего - и с большим отрывом мы ставим творение Оливера Стоуна.
Все же декадентский сюрреализм Копполы по очень отдаленным мотивам любимого нами Джозефа Конрада - это не совсем про конкретную войну. Изобилие аллюзий, сентенций и других умных слов это хорошо. Но как историческое повествование не выглядит никак. Поэтому мы с удовольствием пересматриваем его периодически, но достаем с той же полочки, где стоят Тарковский, Бергман и Макдона. Интересная философия про интересных персонажей. Но не военное кино.
С Кубриком все сложно. Тут мы с Мыськой нарушаем собственный этический (не путать с моральным!) принцип: "Никогда не сравнивать экранизацию с книгой". Что поделать, еще только в первый раз посмотрев и ни сном, ни духом не подозревая о существовании дилогии Хэсфорда (о ней, к слову - обязательно расскажем, отличная книга!), чувствовали - пустовато. "Прочитав книгу, все стало на свои места". Вязкому, на грани температурного бреда настроению первоисточника стало тесно и грустно в рамках типичной интелевской рефлексии на тему "Война это плохо, понятненько!" и это ощущается. Прости, Стэнли, мы лучше пересмотрим "Апельсин". Там у тебя лучше получилось поиграться с оригиналом.
А вот "Взвод" - это что называется, честное, мужское кино. Снятое очевидцем этого самого. Тратящее больше времени на "запихивание в шкуру персонажа", чем на антимилитаристские лозунги. С историей - столь же фрагментарной, но куда более цельной по ощущениям, чем калейдоскоп Копполы и Кубрика. А главное - не пихающее зрителю в мозг единственную и безупречную мораль, сияющую в своей чистоте. Дождь, гуки и безнадега, это главное из того, что мы переживаем здесь. А еще, полная потеря всяких идей и берегов, за которые так хочется уцепиться. Про войну, в общем. И, наверное (мы там не были) - именно про вьетнамскую.
Можно много клясть янки за аморальность и бездуховность, но мы искренне считаем - там, где снимают такое кино еще точно не все потеряно!
2. ФРГ - "Сталинград".
Хотите спорьте, хотите нет - но немецкие фильмы про 2 МВ это отдельный и прекрасный жанр. Несмотря на многолетний политес и все более теряющее смысл покаяние, в кинематографе товарищи дойчи умудрились обойти Сциллу и Харибду - тягу к реваншизму/самоуничижению. То, что увы - не совсем до сих пор удается нашим создателям. Да и пофиг на них.
Разумеется, за весь национальный кинематограф ФРГ не скажем, но знаковые фильмы у них бесподобны. А главное - по настоящему не ангажированы и рефлексивны. По сути, все они ищут ответ на заклятый немецкий вопрос: "А как так вышло? В какой момент?". Будь то многострадальная в перекроях "Подводная лодка", чудовищно оболганный (из-за вырванного с мясом из контекста эпизода) минисериал "Наши матери, наши отцы", не имеющий прямого сюжетного отношения, но очень вдумчивый "Вавилон-Берлин" - все они пытаются разобраться.
И конечно, "Сталинград" пытается тоже. История превращения беззаботных мальчишек в полубезумных, замерзающих дезертиров, совершенно утративших осознание реальности - об этом. Бессмысленная, непрогнозируемая городская мясорубка - об этом. Да и "человеческая" встреча с противником, который оказывается не злом во плоти, а вполне себе человеком - тоже. Да, по непонятной нам причине модные ныне "патриоты" любят обвинять "Сталинград" в том, что мало показаны советские бойцы. Но простите... Это немецкое кино про немцев. И да, уж если начали тему - в немногочисленных эпизодах с участием бойцов РККА те показаны куда как лучше, чем в 90% свежеснятых фильмов "про войну". Стыдитесь и учитесь.
В общем, если еще не смотрели, а в резерве два часа и грамм двести крепкого (не то, чтобы это необходимо, но может помочь) - посмотрите. Озерова и Быкова в любом случае еще покажут.
3. Великобритания - "Они никогда не станут старше"
Питера Джексона ныне знают... Ну, понимаете за что. Первую Мировую - в основном тоже не знают. Вот и встретились два одиночества!
К столетию Великой войны (еще одно название) британское правительство захотело кино. Нет, КИНО! И к кому бы еще оно могло обратиться, как не к создателю одного из главных эпиков XXI века (по мотивам главного британского наследия века XX) "Властелин колец"?
Тут стоит отметить, что для Питера Уильямовича резкая смена профиля была не впервой. Не только лишь все помнят, но до того как запустить хобитов и эльфов в мировой оборот - наш герой снискал себе определенную славу как автор гм... Специфического кино. Не то, чтобы мы настаивали на ознакомлении с такими шедеврами, как "Приключения мертвой мамочки" или "Знакомство с фиблами" (про дебют в виде "Инопланетного рагу" скромно умолчим), но если у вас крепкий желудок и здоровое чувство черного юмора, можете попробовать. Нам, например, нравится)
И вот, начинавший с малобюджетного трэша и заскочивший в высшую лигу Голливуда с Толкином и Кинг-Конгом новозеландец снова меняет профессию. Удалось? ЕЩЕ КАК!
Не сомневаемся, если Питер продолжит свой нынешний путь (а он продолжает, судя по фееричному "Get back"), то светит ему слава лучшего документалиста эпохи. Ну, а то, что когда-то с художественным кино баловался, будут поминать лишь в энциклопедиях.
Получив на руки все возможные кино- и аудиоматериалы, Джексон совершил подвиг, до которого Кэмерону с его батискафом скакать вприпрыжку. Путем неимоверных усилий он превратил замшелую пленку - в живой кадр. Всякие интересные технические подробности найдете сами, просто поверьте.
Более того, снимая документальный фильм, он дал ему сюжет! Без дураков. Перед нами цельная история. Местами смешная, местами страшная. Иногда приземленная, иногда - философская. Но абсолютно органичная и выстроенная по всем законам драматургии.
В общем, неважно - что вы знаете/не знаете про историю 1МВ. Смотреть! А там все будет понятно.
Такая вот подборка. Въедливые читатели спросят: "А как же наши?". Отвечаем. Увы и ах, но жанр военного кино у нас находится... Где-то не там. Как таковых "военных" фильмов в новой России не снимают почти совсем. А то, что снимают - комментировать не хочется. Есть, безусловно, классика "того самого" советского кино, но она, в основном - ограничена рамками ВОВ, да и говорить про нее уместнее совсем другим датам. А вот война как явление и повод для творческой рефлексии, увы - ныне не в чести. Не считаем это злым умыслом, скорее оценкой профпригодности. И оценка эта неудовлетворительная. Увы, все еще есть чему учиться у клятого Запада.
За сим прикрываем лавочку. По традиции - всем тепла и мирного неба над головой! Увидимся в эфире!
Желающим поддержать шпильманский труд сообщаем - можно заслать малую копеечку на счет нашей драгоценной супруги 4276 5500 7703 9157. Это совершенно необязательно, но всегда очень приятно
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой
Кроме того, советуем зайти сюда - "Радио душнилище". Там неформальные рассказы про жизнь ребят из замечательного добровольного поисково-спасательного отряда "Экстремум" напополам с веселым трэшегоном.
P.S. Все рекомендации мы даем исключительно на основе личной симпатии.