Налоговый Кодекс предусматривает для налогоплательщика довольно опасное по своим последствиям мероприятие налогового контроля - налоговый осмотр территорий, помещений документов и предметов. В определенной степени оно схоже с ОРМ «обследование», однако роль полицейских при таком осмотре играют налоговые инспектора. При этом они действуют так же нахраписто, самоуверенно, не гнушаются нарушать закон, рассчитывая на эффект внезапности, пытаются оказать мощное психологическое давление на проверяемых лиц. Порой налоговые осмотры, а также следующие за ними выемки документов и предметов больше напоминают приемы рейдеров, которых нанимают для уничтожения бизнеса неугодного конкурента, в т.ч. с привлечением правоохранительных органов. Результатом подобной деятельности может стать полный паралич работы компании.
Ситуации, когда налоговая вправе явиться в компанию с осмотром. Объекты осмотра.
Пунктом 1 статьи 92 НК установлено, что осмотр проводится:
1) при проведении выездной налоговой проверки;
С момента, когда инспекция решила приостановить выездную проверку, налоговики обязаны прекратить все действия на территории налогоплательщика. Возобновление проверки также должны оформить соответствующим решением (п.9 ст. 89 НК, п.26 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57). В последний же день выездной проверки налоговики составляют и вручают справку (п.15 ст.89 НК РФ). После этого проводить какие - либо мероприятия налогового контроля, в т.ч. осмотр, проверяющие не вправе.
2) при проведении камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации в случаях, если в декларации по НДС заявлена сумма к возмещению либо в отчете обнаружили несоответствия или противоречия п.1 ст. 92, п.8, 8.1., 8.9. ст. 88 НК). В остальных случаях осмотр можно оспорить.
Той же позиции придерживается и ФНС в своем Письме от 29.12.2012 №АС-4-2/22690.
3) при проверке в рамках налогового мониторинга налоговой декларации по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению, или при выявлении противоречий или несоответствий, указанных в пунктах 8.1 и 8.9 статьи 88 НК.
4) Вне рамок проверки допускается осмотр документов и предметов компании при условии, что проверяющие уже получили эти документы и предметы ранее либо их владелец дал свое согласие на это (п.2 ст.92 НК РФ);
5) Также вне проверки возможен осмотр территорий и помещений, если инспекция решила взыскать недоимку свыше 1 млн руб. (без учета пеней и штрафов) за счет средств в банке или электронных денежных средств., но компания не заплатила недоимку в течение 10 дней с даты принятия такого решения.
Такой осмотр можно проводить один раз по одному решению о взыскании и только с согласия компании (п.1 ст.92 НК РФ).
Ситуации, перечисленные в п.4 и 5 типичны для предпроверочного анализа, о котором автор уже писал здесь.
Когда чиновников можно не пустить на территорию фирмы или в отдельные помещения.
Налоговый осмотр неправомерен в следующих случаях:
1. В рамках допмероприятий с целью найти дополнительные доказательства нарушений.
К таким мероприятиям относятся истребование документов, допрос свидетелей и экспертиза (п.6 ст.101 НК РФ) Осмотр в качестве дополнительного мероприятия НК РФ не предусмотрен.
2. При встречной проверке контрагента.
Пункт 1 статьи 92 НК РФ предусматривает проведение осмотра исключительно в отношении проверяемой компании. Осмотр в отношении контрагентов и других участников сделки НК не предусматривает. Значит, если проверяемая организация не использует осматриваемую территорию и помещения своего контрагента для собственной предпринимательской деятельности, то действия налоговиков суд признает незаконными (апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС от 27.08.2019 № АПЛ19-333).
В рамках проверки одной компании нельзя осматривать территорию другой и допрашивать ее сотрудников. Суд поддержит в данной ситуации налогоплательщика (постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.12.2021 № А70-4498/2021).
3.Вне рамок проверки и (или) при проведении предпроверочного анализа без предусмотренных законом оснований.
Налоговый кодекс также не предусматривает процедуру осмотра вне рамок налоговых проверок, кроме уже упомянутых выше случаев взыскания недоимки свыше 1 млн. руб. или когда налоговики уже получили документы ранее, либо при проведении осмотра с согласия самой компании (п. 1, 2 ст. 92 НК).
В подобных случаях проверяющие нередко проводят предпроверочный анализ под видом проверки достоверности адреса из ЕГРЮЛ. Такое право предусмотрено пунктом 4.2. подп г. ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Поэтому оспорить действия проверяющих будет возможно, но проблематично.
4. Никак не связана с налоговым осмотром и проверка достоверности адреса компании или иных сведений в ЕГРЮЛ. При этом стоит помнить, что в рамках ФЗ о госрегистрации осмотр офисных помещений фирмы абсолютно правомерен!
Однако о факте подмены налогового осмотра проверкой достоверности сведений из ЕГРЮЛ могут свидетельствовать, в частности, следующие обстоятельства:
- осмотр проводит не регистрирующий орган, а инспекция по месту учета фирмы. При этом последняя может ссылаться на некие внутриведомственные «письма» от регистраторов с просьбой оказать им содействие при проверке сведений реестра и проведении для этого всех необходимых мероприятий.
- инспектором составляется протокол допроса сотрудников организации в качестве свидетелей, причем вопросы касаются непосредственно финансово-хозяйственной деятельности юрлица: ведет ли оно реальную деятельность, каковы их должностные обязанности, знаком ли им директор, как происходит заключение договоров и т.д. Подобные вопросы уместны лишь в рамках камеральных или выездных проверок.
- использование протоколов таких осмотров в качестве доказательства вины налогоплательщика, ссылка на них в актах налоговых проверок для обоснования доначислений.
Однако положения Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не позволяют допрашивать свидетелей в ходе осмотра юрадреса.
Если организации нет по заявленному адресу, то ей пришлют уведомление. В нем проверяющие потребуют в течение 30 календарных дней внести достоверные сведения в реестр (п.6 ст.11 Закона №129-ФЗ) Последствия неисполнения такого требования - отметка о недостоверности в ЕГРЮЛ и ликвидация организации через полгода в случае непредставления ей в течение этого срока реальных сведений о юрадресе в налоговый орган. (подп. «б» п. 5 ст.21.1. Закона №129-ФЗ).
Так, АС Западно-Сибирского округа не разрешил инспекторам под видом проверки сведений в ЕГРЮЛ осматривать помещения и допрашивать сотрудников контрагента фирмы на основании письма от их коллег из регистрирующего органа. При этом суд в своем решении довольно метко выразился, что «незаконная проверка территорий и помещений общества — это инструмент подавления самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу положений статей 34, 35, 55 Конституции недопустимо» (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.12.2021 № А70-4498/2021).
5. Осмотр в нерабочее время. Компания вправе не пускать налоговиков на осмотр в нерабочее время. Например, ночью или в выходные или в праздничные дни. Нормы статей 91, 92 Налогового кодекса предполагают, что в момент осмотра работники должны находиться на рабочем месте. Требуйте внесения в протокол факт вашего несогласия с проведением осмотра, если фискалы явились в самом конце рабочего дня, когда все уже расходятся по домам. Ходатайствуйте о его переносе на следующий рабочий день.
6. Если при осмотре налоговики пытаются добыть доказательства в принудительном порядке и осуществляют взлом дверей, запирающих устройств, пытаются иным образом проникнуть в помещения без согласия налогоплательщика.
Налоговый кодекс не позволяет налоговикам неправомерный вред имуществу налогоплательщиков (п.1 ст.103 НК РФ). Иными словами, проверяющие при осмотре не вправе проникать в помещения без согласия компании, т.к. закон им таких полномочий не дает. Например, если дверь в офис закрыта, а представителя компании не известили об осмотре заранее (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2014 №Ф07-11077/2013). Также нельзя считать незаконным отказ в доступе, если налоговиков не пустили только в одно помещение — запертый кабинет директора, а все остальные помещения осмотрели (постановление ФАС Поволжского округа от 12.12.2012 № Ф06-9157/2012).
7. Осмотр проводится спустя значительное время после сделки
Осмотр, проведенный спустя несколько лет после закупки товара, не доказывает, что компания его не приобретала (постановление 20 ААС от 31.03.2015 №20АП-7838/2014). Однако ситуация принципиально иная, если налоговики пришли вскоре после спорной сделки, по которой был задекларирован вычет. В таком случае руководству стоит быть во «всеоружии»: приготовить необходимые документы и сам товар для осмотра.