Найти тему
Полки Безумия

Готика, меланхолия и забвение в романе Мервина Пика, цикл "Горменгаст"

Прикоснулся к британской классике и начал чтение новой, и, как мне казалось, мрачной и готишной трилогии "Горменгаст" Мервина Пика.

В целом вся трилогия повествует о разного рода как бытовых, так и судьбоносных событиях, происходящих в средневековом замке, раскинувшим свои необъятные каменные многовековые телеса на одноимённой горе Горменгаст. Замком на протяжении семидесяти с лишним поколений владеет бессменная фамилия Гроанов, строго подчиняющаяся некоему кодексу писанных ритуалов, в большинстве своём абсолютно бессмысленных. Собственно, это все, чем занимаются в замке - живут от наследника до наследника, соблюдая нерушимый ритуальный этикет. Сюжет первой из трилогии книги "Титус Гроан" начинается с рождения младенца голубых кровей - собственно, Титуса, нового графа Горменгаста. Его появление на свет даёт толчок новому витку внутренних придворных интриг. Именно отсюда читателю и предлагается начать окунаться в меланхоличную атмосферу угрюмой громадины замка.

Общее впечатление от романа у меня осталось скорее положительным, даже несмотря на то, что через первую его половину я продирался с ярко выраженным зубным скрежетом. А дело в том, что это чисто визионерская работа, напичканная под завязку тяжеловесными описаниями. Представьте, что вы стоите перед картиной, запечатлевшей роскошный пейзаж, и поначалу вы и правда наслаждаетесь мастерством художника. Но вам не разрешено переходить к следующей картине, пока вы не разглядите этот пейзаж самым наискурпулезнейшим образом, до мельчайших мазков кисточки. И вот удовольствие от созерцания сначала сменяется лёгким нетерпением, затем раздражением, а потом и вовсе яростью. Именно первую половину романа автор и будет все описывать - замок, его помещения, природу, погоду, персонажей, держа вас в заложниках конкретной одномоментной картины. Действия в этой части книги практически нет, а те, что есть, медленные, растянутые как по времени, так и по страницам. Но такое вязкое болотистое повествование содержит в себе приятный сюрприз - персонажи.

Каждый из героев наделён некой "изюминкой" - чертой характера, гипертрофированной до маниакальности. Действующий лорд Гроан до предела грустен и меланхоличен, графиня Гроан помешана на живущих с ней бок о бок животных, главный слуга семьи жизнь отдаст за исполнение своих служебных обязанностей, нянечка зациклена на своей дряхлости и так далее. Характеры всех настолько вычурные и гротескные, что страницы романа прямо сочатся атмосферой шизы и давно поглотившего обитателей замка безумия. И что самое характерное, когда один из персонажей по-настоящему сходит с ума, хуже особо и не становится, контраст с остальными персонажами полностью отсутствует. И даже удивляешься, как они все умудрялись и раньше уживаться друг с другом, ведь как мы сможем убедиться, достаточно лишь одной искорки, чтобы весь этот котёл с мутной жижей больных личностей забурлил и начал чадить историей с непоправимыми последствиями.

Спустя половину романа действие начинает появляться все чаще, проскакивает ироничный юмор, завязывается несколько параллельных интриг и за их разрешением действительно становится интересно наблюдать. Но витиеватые метафорические описания, обильно приправленные многослойными эпитетами, никуда не делись, их просто стало немного меньше, а уж на контрасте с редким и отлично прописанным экшоном, они так и вообще сидят мучительно ноющей занозой. Именно поэтому, закончив наконец чтение, я все же облегчённо выдохнул, словно победоносно забрался на некий крутой горный хребет.

Итак, кому могу порекомендовать к чтению данное произведение? В первую очередь, конечно же, людям, для которых образы и яркий визуал имеет приоритет над увлекательностью сюжета, ибо соотношение первого ко второму тут примерно около 80/20. Также заинтересуются любители средневековой готики, говорят, что сам Тим Бертон во многом вдохновлялся конкретно этой трилогией Пика и надергал отсюда кучу идей для своих творений. Всем остальным лучше пройти мимо, потому как статичные кадры увязшей в рутине реальности замка свернут вам челюсти от зевоты.

Но тем не менее не стоит отрицать, что роман написан очень красиво, а богатство использованного языка разрывает воображение. Поэтому я все же надеюсь, что после короткой передышки, смогу найти в себе силы вернуться к трилогии и начать новое восхождение на горную кручу второго романа из цикла "Горменгаст".

Ну и стоит упомянуть, что существует мини-сериал по мотивам цикла, который я не смотрел и вряд ли буду до окончания чтения всей трилогии. Да и боюсь учуять запах нафталина.

«Темное королевство» (Gormenghast, 2000)

Оценки и отзывы у него вполне неплохие, может кто-нибудь в комментариях напишет о своих впечатлениях о нем, если когда-либо имели честь с ним ознакомиться.

Ставьте LIKE, если понравилось и подписывайтесь, чтобы заценить больше крутых книг от известных и не очень авторов в жанре sci-fi/horror.