Как вы сейчас, друзья?
Я тут на днях посмотрел отличное видео своего учителя Виктора Ширяева и мне очень откликнулась тема, которую он там разбирает.
Речь идёт о переносимости дискомфорта и стресса, но не в самом привычном для нас контексте.
Дискомфорт - это то, что в буддийской традиции называется “страданием” или “неудовлетворенностью”. Большое количество того, что мы делаем в жизни мотивировано страданиям, неудовлетворенностью, раздражением, дискомфортом, гневом, попыткой изменить ситуацию на более удовлетворяющую нас. Нам много, что не нравится, и мы постоянно стремимся изменить свое состояния и выйти на какое-то более приемлемое чем сейчас. Ну, а когда состоянии в целом "окей", то мы это как бы и не замечаем. Часто внимание обращается именно на то, что нам в моменте не нравится. Если вы идете по улице и вас ничего не беспокоит - это не так просто заметить.
Гораздо чаще мы обращаем внимание лишь на моменты, когда вдруг нам начинает что-то не нравиться, что-то болеть - это мы замечаем, от этого пытаемся избавиться, как-то устранить это. Появляется желание что-то менять.
Наш мозг так устроен эволюцией, что его преобладающая функция - это защита нас от опасности, и поэтому на нейрофизиологическом уровне у нас больше развита способность замечать опасность и концентрироваться на негативных моментах в окружающем пространстве. Поэтому, становится интересно разобрать историю с дискомфортом и неудовлетворенностью, попытавшись проникнуть в ее суть.
Тем, кто практикует осознанность часто довольно интересно становится исследовать этот феномен - "А что вообще такое неудовлетворенность? И что за беспокойное желание изменить свою текущую ситуацию?". Тут мы понимаем, что нам часто хочется оказаться в каком-то состоянии, отличном от текущего и поменять то, что мы чувствуем прямо сейчас. Но при этом, мы может отчетливо заметить, что само это желание присутствует не всегда. То есть первый вопрос для дальнейшего практического исследования - это не “Что такое страдание?”, а “Есть вообще сейчас это страдание или может его нет?”.
Дальнейший ход анализа и вопросов, которые мы можем себе задать следующие: «Может быть сейчас уже все хорошо? Иногда страдания есть, иногда их нет. Но если прямо сейчас этого страдания нет, то мы можем это обнаружить? Насколько мы можем расслабиться? Насколько мы можем этим наполниться?»
На этом вопросы конечно же не заканчиваются и анализ можно смело продолжить.
Можем ли мы снизить субъективный уровень дискомфорта тем, что выработаем в себе привычку больше внимания уделять тем моментам, в которых он не ощущается? Можно ли сделать фокусом нашего восприятия не только негативные моменты, но и начать выделять позитивные тоже? Что будет если начать замечать больше комфортного и приятного в течение дня, например? Станет ли наше время более радостным не смотря на то, что страдания и дискомфорта в нем для начала не станет меньше?
По моему личному опыту, когда вы начинаете больше внимание уделять своим ощущениям и замечать в них больше приятных моментов, вы как бы приобретаете дополнительный ресурс приятных впечатлений. Часто это называют «радоваться мелочам». Про это много говорят и прям так и дают инструкции: «Нужно больше радоваться мелочам в жизни». Но при этом никто не рассказывает, как конкретно этому научиться и с чего начать в таком непростом деле.
Далее делюсь практической частью того, как этому научиться. Замечу, что как и везде в этом необходима регулярность. Чем чаше вы практикуете такой подход, тем больше вы замечаете.
1. Для того, чтобы было чуть проще всё это прожить, рекомендую вам сесть чуть более устойчиво, на вдохе потянуться макушкой вверх, выровнять позу, расправиться и расслабиться в этой позе. Отпустите любые лишние напряжения: область глаз, челюсть. Скорректируйте положение головы, приближая подбородок чуть ближе к передней стороне шеи, разгружая затылок и челюсть. С очередным вдохом можно наполнить грудную клетку так, чтобы плечи пошли вверх. И с выдохом проводите их вниз, проверив, что плечи, живот и таз расслаблены.
2. Обратите внимание, что сейчас в пространстве нашего восприятия есть вся полнота доступных телесных переживаний, ощущений касания опоры. Вы чувствуете, как вы сидите/лежите/стоите. Чувствуете ощущение касания одежды и кожи, чувствуете температуру прохлады или тепла, сытость или голод. Вся полнота этих телесных переживаний сейчас присутствует в нашем пространстве восприятия, соседствуя с пространством звуков или тишины вокруг. Проверьте: в уме сейчас тихо? Или там что-то тоже крутится, звучит, работает какое-то внутреннее радио? В свою очередь это аудиальное пространство соседствует с визуальным экраном перед глазами.
3. Все что мы чувствуем в этот момент - это вся полнота переживаний этого мгновения! И именно сейчас мы можем ощутить: с нами все так или что-то не так. Мы можем понять, нужно ли с этим что-то делать. Попробуйте в этом состоянии, никуда не торопясь, спокойно наблюдая, отметить все ли с нами так. Раз в пару секунд сверяясь - ничего ли не изменилось.
4. В те моменты, когда вы отмечаете, что что-то не так, проверьте есть ли по этому поводу какое-то дополнительное напряжение и можете ли вы его отпустить? И можете ли вы смягчиться и убрать вторичное страдание - напряжение ПО ПОВОДУ ТОГО, ЧТО ЧТО-ТО НЕ ТАК. Ведь достаточно того, что уже и так “что-то не так” и не надо дополнительно добавлять страдания.
Пробуйте замечать свое настоящее состояние не только во время практики. Введите для себя эту полезную привычку.
Если захотите получить ссылку на видео с данной практикой, напишите в комментариях, пришлю ссылку.
Автор статьи - Владимир Курсов
Tелеграмм канал - https://t.me/PsyMeditary
Instagram - https://bit.ly/3UNYUXr
Youtube - https://bit.ly/3h1QP0o