Отечественный стендап (по-русски - разговорный жанр комической эстрады) - крайне убогое явление. Глупо, не смешно, пошло. Почему так? Потому что он подражает англоязычному стендапу, который тоже глуп, не смешон, пошл. На днях посмотрел выступление американского комика-миллионера. В мире есть столько тем! Но у него процентов 70 было ниже пояса. Публика заходилась в гоготе.
Возможно, есть у нас остроумные ребята, которых интересно послушать. Я даже уверен, что они должны быть. Но сил их отыскать среди всех, кто выходит к микрофону, у меня не хватает. Когда очередной одаренный начинает рассказывать с матом про проблемы своего кишечника, я лучше чем-нибудь другим займусь.
Главный герой молодежного сериала “Пингвины моей мамы” Гоша - 15-летний комик. И его шутки типичны для этого жанра: много бранных слов, мало остроумия. Зато для него не существует запретных тем. Современный юморист может пройтись и по близким людям, и по религии. И его остроты далеко не всем приходятся по душе. Это отдельный вопрос: где границы дозволенного? Разумеется, есть изначально обиженные люди, которым кажется, что их задевает абсолютно все. На таких не стоит ориентироваться. Но полное снятие табу и отрицание любых святынь, как религиозных, так и гражданских, конечно, расширяет выбор тем, но не делает шутки смешнее.
Гоша не самый популярный парень в классе. Есть гопники, они сильнее его. Но зато с помощью юмора, который как раз подходит для этой возрастной категории, он может унизить своих врагов. Дома все не слава Богу. Его мать мечтала о многодетной семье, но после первых родов больше не могла забеременеть. И тогда она кинулась усыновлять и удочерять. У Гоши уже два неродных брата и сестра, а тут мать притаскивает еще ненормального Виталика, у которого явные проблемы с психикой. Да еще и приходится уступить ему комнату.
Хотя в сериале много несовершеннолетних героев, смотреть его лучше без детей. Но выводы об общении с подростками сделать точно стоит. В сюжете очень сильна фрейдистская подоплека. Основоположник психоанализа любил сводить все проблемы мирозданья к письке. Удобно, доступно, легко визуализировать. Вспоминаем миф об Эдипе, который Фрейд считал эталонным для отношений сына с родителями: отца убить, с матерью переспать. Сразу понимаешь, как скучна твоя жизнь на самом деле. И ведь в своем выступлении в стендап-клубе Гоша делает именно это. Фигурально. Он просто прибивает папу язвительными репризами, а дальше начинает глумиться над интимной жизнью мамы.
Здесь нет обязательных для советского кино морали и примирения сторон. Гоша не обнимет Виталика и не назовет его лучшим братом. Но те, кто готов поразмыслить, для себя все поймут. И герои, и зрители.