Найти тему
Pleska-info.by

Ромео, Джульетта и печаль со смехом

Мы должны были насторожиться в момент покупки билетов, когда увидели, что режиссер балета «Ромео и Джульетта» в Музыкальном театре им.Станиславского – Константин Богомолов. Но в театрах есть опыт, когда режиссер ставит спектакль, а хореографию в соответствии с задумкой режиссера сочиняет кто-то другой – тот, кто это (сочинять хореографию) умеет делать. Мне всегда казалось, что лучше, когда режиссер и хореограф – один человек, но… Поэтому мы не насторожились, а подумали: о, любопытно будет посмотреть. Потом я почти насторожилась, узнав, что хореографу Максиму Севагину 25 лет – не маловато ли для полотна столь масштабного, как «Ромео и Джульетта»? Но, подумала я, настоящий талант заявляет о себе рано, вспомнив, что, например, Валентин Елизарьев стал главным балетмейстером Большого театра Беларуси в 26 лет. И сразу же поставил блестящую, ни на кого не похожую «Кармен-сюиту». Но оказалось, что 50 лет назад взрослели раньше. И таланты тоже. Это если талант есть. В случае с Елизарьевым у меня сомнений нет. В случае с Севагиным теперь тоже: нет.

Когда мы покупали программу, я спросила капельдинера: «А где либретто прочитать?» (опыт с «Лебединым озером» Джона Ноймайера подсказывает: либретто нужно читать даже в случае всем известных названий). «А оно бегущей строкой по стене будет», – сказала она и посмотрела на нас так… немного сочувственно. Или мне показалось? «Неожиданно», – сказала я. «Там много будет неожиданного», – заверила она. И посмотрела с сочувствием. Нет, мне не показалось.

Зал в театре Станиславского – битком. Свободных мест нет. Богомолов моден и скандален. Скандален и моден. Его «Ромео и Джульетта» выдвинут на премию «Золотая маска», и это само по себе повод прийти, затаить дыхание и ждать откровения.

Капельдинер не обманула: либретто бежит строками по заднику сцены. Во время увертюры это длинное письмо от умирающей матери Ромео, которая призывает его не мстить за смерть сестры, но жить – потому что он молод и должен жить. Ромео только что вышел из тюрьмы и вернулся в Золотой город.

Ромео вернулся в Золотой город, где буквально все принадлежит синьору Капулетти
Ромео вернулся в Золотой город, где буквально все принадлежит синьору Капулетти

Это хорошо, что нам написали, что город Золотой. Потому что больше похож на фанерный. И, конечно, там ни голубого неба, ни прозрачных ворот, ни огнегривого льва, а если у кого и светел взор незабываемый, так только у Герцога, да еще у синьора Капулетти и его дочери Джульетты. Потому что Герцог (Никита Кириллов) по определению вне подозрений, синьор Капулетти (народный артист России Георги Смилевски) так озабочен своей физической формой, что ничем не злоупотребляет, кроме фитнеса, а Джульетта (Жанна Губанова) просто еще слишком юна для злоупотреблений.

Синьор Капулетти (Георги Смилевски) и его завидная физическая форма
Синьор Капулетти (Георги Смилевски) и его завидная физическая форма

Хотя… Тут же и строка бежит, намекает: синьор Капулетти любит свою дочь не только отцовской любовью, а потому ревнует к Парису (Джона Кук). Но замуж отдает: Парис – аристократ, а Капулетти всего лишь олигарх. Дальше – больше: леди Капулетти (заслуженная артистка России Наталья Сомова) любит генерала Тибальда (Иван Михалёв), который разгоняет демонстрации, протестующие против музыки Прокофьева. Синьор Капулетти, кстати, любит наблюдать, как его жена и Тибальд любят друг друга. Меркуцио (Георги Смилевски-мл.) – наркодилер, толкающий свое колдовское зелье на Черном балу, Бенволио (Евгений Дубровский) – сначала предводитель протестующих, а потом стукач у генерала Тибальда. А где же Ромео (Иннокентий Юлдашев) и Джульетта? Здесь же.

-4
Ромео и Джульетта: страсть
Ромео и Джульетта: страсть

Встречаются, влюбляются, женятся, расстаются, Джульетта глотает слизь жабы забвения, которой ее снабжает патер Лоренцо (я почему-то ждала строку, которая возвестит о том, что он или отец Ромео, или хотя бы его тайный любовник, но закон о запрете пропаганды ЛГБТ сделал такой поворот сюжета в современной России невозможным, хотя он вполне вписался бы в контекст) и как бы умирает. Прибегает Ромео, видит свою возлюбленную мертвой и понимает, что сейчас как набегут, как обвинят его в ее смерти! А у него ведь уже судимость! В общем, сбежал Ромео. Джульетта очнулась одна-одинешенька, взгрустнула (а ведь еще совсем недавно она «всем телом тянулась к Ромео), ну, и вышла замуж за Париса.

Как по мне, любое новое прочтение старой пьесы имеет право на жизнь. Время, знаете ли, сильные коррективы вносит в прежние сюжеты. Условие для новых прочтений только одно: талант создателя. Лично я «Ромео и Джульетту» в некотором смысле коллекционирую: видела много разных постановок. И в Минске, и в Пекине (это был римский балет), и в Мюнхене (постановка Джона Кранко), и в Праге. В театре Станиславского хореографа Севагина почти хватило на первый акт. На «танце рыцарей» в зале раздались первые крики «Браво!».

Черный бал у Капулетти
Черный бал у Капулетти

Это было нормально – и крики (многие, думаю, пришли, настроенные на «браво!»), и танец. Богомолов и Севагин поиграли здесь с гендером. Но на самом деле опоздали лет на …цать. Если сегодня вы одеваете мужчин в длинные юбки-пачки, а женщин в строгие фраки, это уже не вызов. Не новизна. И уж точно не откровение. Это всего лишь игра (причем вполне безопасная) с гендером. Ничего особенного. Кого они хотели удивить?

Я все ждала, как Севагин решит смерть Тибальда, как покажет мощную музыку и трагедию, которая, собственно, решает судьбу главных героев (во втором акте ведь еще не знаешь, что Ромео сбежит, а Джульетта выйдет замуж). Какое разочарование! Тибальд, корячась и коряжась, умирает от того, что у него оторвался тромб (так повествует все та же строка на заднике). Умирает долго – как будто не один, а с десяток тромбов бегут наперегонки: от какого скорее остановится сердце? Леди Капулетти стоит и смотрит. Вообще стоящие (не танцующие) персонажи в этом спектакле – обычное дело. Такое чувство, что хореографу Севагину просто не хватило сил и фантазии. Но, скорее всего, просто таланта ему не хватило. Чего стоит сцена в третьем акте, когда Джульетта лежит на сцене, а строка говорит: «А теперь закройте глаза и представьте, как Джульетта бежит через весь город в храм». Мы смеялись. Начали во втором акте на оторвавшемся тромбе Тибальда и не могли остановиться до финала. Давно я так не хохотала на балете. Кстати, в антрактах многие уходили.

Да-да, я в курсе, что это постмодернизм, и что сегодня театр, конечно, уже не тот, что раньше, и что все должно идти в ногу со временем. На самом деле хорош тот театр, который опережает свое время. И дело в том, что все это – и мужчины в юбках, и даже имитация минета, и все-все-все – уже было. Самая современная нынче постановка – это когда режиссер строго следует за мыслью автора, и показывает XVI век в костюмах XVI века и обходится без намеков на инцест и минет. Эти намеки – эпатаж и стёб. И эпатаж, и стёб, на мой взгляд, имеют право на существование в спектаклях. Как акцент – почему бы и нет? Но эпатаж и стёб – это не искусство.

А музыка Сергея Прокофьева прекрасна. Не зря музыкальный руководитель постановки и дирижер Тимур Зангиев отдельно выдвинут на «Золотую маску» в личном качестве. Оркестр звучал прекрасно.

Ромео и Джульетта, а на заднем фоне – Он и Она (то, какими Ромео и Джульетта могли бы быть через много лет, проживи они жизнь в любви)
Ромео и Джульетта, а на заднем фоне – Он и Она (то, какими Ромео и Джульетта могли бы быть через много лет, проживи они жизнь в любви)