Он единственный из всех военнопленных французских генералов 1812 года остался после войны в России. Причиной тому – l’amour…
Сын креола
Жак-Александр Буайе (Boye) был сыном рабовладельцев, владевших плантациями на острове Гаити, во французской колонии Сан-Доминго. Он родился в 1768 году, на год раньше Наполеона Бонапарта. Колониальное захолустье помешало ему сделать блестящую карьеру военачальника. В то время, когда его ровесники, благодаря революции, получали генеральские звания, Буайе командовал колониальными отрядами, сражавшимися с восставшими неграми. Тем не менее, Буайе сумел выдвинуться среди колонистов (креолов) и даже был избран от них депутатом Законодательного собрания Франции.
Жак-Александр Буайе принял участие в войне с Англией за колонии в Вест-Индии, был произведён в генералы, но попал в плен. Вернулся он во Францию незадолго до похода Наполеона в Россию и продолжил военную службу.
Этот злосчастный поход сложился для Буайе лучше, чем для большинства его товарищей. Он остался в живых, хотя всё могло сложиться иначе.
Русская любовь
Во время переправы через реку Березину, стоившую наполеоновской армии десятков тысяч жизней, Буайе попал в плен. Больной француз оказался в Казани, где его взял на «передержку» помещик Лев Васильевич Толстой, дед будущего декабриста Дмитрия Завалишина.
От болезни, по воспоминаниям Завалишина, его выходила крепостная девушка, Аннушка, дворовая Льва Васильевича Толстого. Француз, пока был болен, влюбился в свою сиделку. Та ответила ему взаимностью. Когда Буйае выздоровел, он упросил Толстого дать ему Аннушку в жёны и отпустить её на волю. Помещик согласился. Ему было в некотором роде лестно стать этаким благодетелем француза. Буайе не видел ничего зазорного в том, чтобы жениться на невольнице – в креольских семьях это было самым обычным явлением.
Некоторое препятствие заключалось не в разнице социального положения или возраста (Буайе был на 25 лет старше), а в разности вер. Аннушка наотрез отказывалась изменить привычной церкви. Делать нечего – Буйае принял православие. В 1813 году француз, ставший Яковом Петровичем Бойе, и русская вольноотпущенница обвенчались.
Вторая родина
В 1814 году, когда окончилась война, Бойе наотрез отказался возвращаться на родину, во Францию. Он подал личное прошение императору Александру I разрешить ему остаться в России. Император удовлетворил его, правда, отказал Бойе в праве поступить на русскую службу. Француз был вынужден подрабатывать тем, чем жили многие его соотечественники в России – гувернёром в знатной семье. Впрочем, царь сохранил за ним содержание, выплачиваемое пленным французским генералам.
Семейная жизнь сложилась для Бойе на редкость удачно. Аннушка до самой его смерти (Бойе умер в возрасте 70 лет) горячо любила своего мужа. Со временем Бойе был принят на русскую государственную службу и даже ездил на родину – Сан-Доминго – с дипломатическим поручением. Бывший француз, ставший русским, дослужился на русской службе до чина действительного статского советника (эквивалент генерал-майора) и умер в любви и почёте, провожаемый искренними слезами жены и троих детей.