Найти тему

Избавление от тревожности и страха отвержения с помощью методов эмоционально-образной терапии

Случай публикуется с разрешения клиента, заменой имени и других личных данных.

За помощью обратился молодой мужчина 31 года с жалобами на повышенную тревожность и трудности во взаимоотношениях с людьми. В целях конфиденциальности, назовём его Кирилл. Так же, Кирилл жаловался на трудности в сосредоточении и концентрации внимания на рабочих процессах, часто прокрастинировал и откладывал дела на потом. Ещё он жаловался на отсутствие радости от жизни, хотя, объективных тому причин не было. Он считал, что не нормальный и не достоин того, чего хочет достигнуть в жизни.

В сфере отношений с людьми, Кирилл боялся чужой оценки и того, что его отвергнут. В обществе чувствовал себя чужим и одиноким. Боялся, что о нём плохо подумают, раскритикуют. Часто чувствовал себя каким-то ущербным и даже ужасным.

Запрос был на то, чтобы избавиться от чувства тревожности и чувствовать себя хорошо, спокойно. В плане отношений с людьми, Кирилл хотел чувствовать себя уверенно и свободно, не бояться оценок окружающих и того, что о нём подумают другие.

Терапию начали с ощущения собственной ущербности. Я попросил Кирилла представить в виде образа того, кто внутри него чувствует себя ущербным и ужасным. Появился маленький мальчик 6 лет, которого постоянно контролировали его родители и указывали ему что делать. В связи с этим, он чувствовал, что он как будто какой-то не такой, неправильный, так как всё что он делал от себя - порицалось, либо игнорировалось. А если он делал то, что говорили ему родители, то он был хороший и правильный. В связи с этим мы оказали ему поддержку. Кирилл сказал этому мальчику, что он в порядке, дал ему разрешение жить свободно и проявлять инициативу. И в целом, он сказал, что рад ему, что очень любит его и что тот может жить свободно и делать то, что нравится ему, а не его родителям. Мальчик расцвёл, стал радостным и побежал к Кириллу, после чего растворился в нём. А клиент почувствовал ощущение внутреннего тепла и радости.

На следующей встрече продолжили работу с чувством отверженности, которое всё ещё присутствовало. Кирилл ощущал какую-то внутреннюю зажатость. Я попросил его представить эту зажатость в виде образа. Появилась едкая серо-зелёная грязь. Я попросил Кирилла идентифицироваться с этим образом и пересесть на стул, где этот образ появился. На вопрос, когда ты появилась у Кирилла, грязь ответила, что лет так 20 назад. Кирилл вспомнил ситуации из школьного периода, когда сверстники не принимали его, подсмеивались и подшучивали над ним. Тогда я попросил представить его образ того, кого покрыла вся эта грязь, и, собственно, появился образ подростка, очень неуверенного, зажатого, с опущенным взглядом в пол. Далее производилась психотерапия этого подростка, мы ему давали поддержку, Кирилл сказал, что принимает его таким, какой он есть, разрешил ему быть уверенным в себе, проявляться так как он сам этого хочет и давать сдачу обидчикам. После того, как мы оказали поддержку подростку, тот выпрямил спину, засиял, стал улыбаться и в целом, стал здоровее и сильнее. «Исцелённого» подростка Кирилл принял в себя как часть своей личности, а зелёную грязь мы отдали его обидчикам, так как она символизировала то вреждение, которое Кирилл принял в себя, и которое ему на самом деле не принадлежало. После проработки Кирилл чувствовал себя уже намного увереннее в себе и ощущение того, что его отвергнут, практически исчезло.

Далее, на следующем сеансе мы работали с тревожностью, которая ощущалась так, как будто что-то сжимает горло. Образом того, что сжимало шею, оказался некий пояс, от которого шли нити к матери Кирилла. Понятно, что это был ошейник и верёвка – мать держала Кирилла как будто на привязи около себя, тем самым имея над ним власть и контроль. Ошейник не давал Кириллу действовать, сковывал его, так как он (ошейник, а на самом деле, мать Кирилла) боялся «как бы чего не вышло». Понятно, что этот ошейник символизировал мамин запрет на инициативу и действия, на проявление индивидуальности Кирилла. Точно так же с матерью Кирилла поступала и её мать, и впоследствии, она просто воспроизводила ранее выученную модель поведения. Так же, ошейник «говорил» следующее – «Я держу его в рамках, так как есть риск, опасность, что с ним произойдёт что-то плохое, если он будет проявлять себя. Лучше пусть он будет предсказуемым». Таким образом, мы понимаем, что мать Кирилла боялась всего нового и ей непонятного, так как это вызывало в ней тревогу. И эту тревогу она так же передала своему сыну в виде послания: «Не действуй. Будь понятным. Будь предсказуемым. Будь рядом с мамой». Далее, мы конечно же вернули ошейник обратно маме со словами: «Это не моё. Я это не принимаю». Мать Кирилла была сначала в недоумении (в воображении), а потом разревелась. Я объяснил Кириллу, что мы можем только посочувствовать ей. Кирилл объяснил образу своей мамы, что всё в порядке, что он уже вырос, он взрослый мужчина и сам может постоять за себя. Мать успокоилась. Далее, я попросил Кирилла представить образ того, от чего он отказался, когда принял этот ошейник от матери. Появился образ зелёной ауры, которая символизировала собой радость, свободу и интерес к окружающему миру. Когда Кирилл принял эту ауру как часть свой личности, все эти чувства возникли и в нём. Тогда он понял, что может делать то, что он хочет и считает нужным и ему вовсе незачем постоянно тревожиться. Мир не так опасен, как это виделось его матери. Мир можно исследовать и заниматься в нём тем, что тебе нравиться делать.

На следующем сеансе мы продолжили работу с чувством тревоги. Высадили уверенную часть личности и тревожную, неуверенную. Я попросил представить Кирилла в виде образа то, что мешает неуверенной части личности стать уверенной. И между ними появилась полупрозрачная дверь. Оказалось, что дверь – это запрет на то, чтобы делать ошибки. Запрет исходил от отца. И чтобы дверь отворилось, нужно было просто разрешить Кириллу делать ошибки и учиться на них, развиваться. После разрешения дверь просто растворилась и у Кирилла появился доступ к уверенности в себе. В уверенной части личности чувствовалось спокойствие, лёгкое, приятное возбуждение и мысли о том, что Кирилл может действовать и ошибаться, и в этом нет ничего страшного.

На следующей встрече мы снова работали с чувством отверженности. В ходе терапии вышли на чувство тревоги в виде образа вируса. Вирус хотел, чтобы его признали, дали ему место в этом мире. За вирусом, на самом деле прятался отверженный ребёнок, которому не позволяли быть собой, которого не принимали. После того, как Кирилл сказал вирусу, что я тебя вижу, и признаю тебя и разрешаю тебе быть, вирус превратился в маленькое солнышко (радостный ребёнок), приняв которое, Кирилл почувствовал тепло в груди и вместо тревоги стал чувствовать спокойствие и радость.

На следующем сеансе мы работали с чувством долга, которое появилось в образе железного пальто. Когда я попросил Кирилла пересесть в образ железного пальто и «одеть» его на себя, то он почувствовал неимоверную тяжесть. Пальто символизировало собой долженствования, исходящие от родителей Кирилла. Долженствования были примерно такого содержания: «Ты должен много и усердно работать. Ты должен помогать родителям. Ты не должен делать ошибки, ты всегда и всё должен делать правильно. Ты должен слушаться маму с папой и т.д.». И интересно, как бессознательное зашифровало эти послания в виде тяжёлого железного пальто, которое, с одной стороны, укрывало и защищало Кирилла от ошибок и мира в целом, и с другой, сильно давило и сковывало. После того, как мы передали этот образ родителям, Кирилл сразу почувствовал огромное облегчение. Потом я попросил Кирилла представить образ того, от чего он отказался, приняв это пальто от родителей. Появился образ солнца, как символ радости и счастья. Когда он принял солнце в себя как часть своей личности, то почувствовал лёгкость, свободу и радость от возможности жить в своё удовольствие и делать то, чего хочет он, а не родители.

На следующей сессии мы работали с чувством подавленности и тревоги, которые появились в образе тёмной тучи. Туча была образом родительского интроекта – мрачного, негативного мировоззрения и восприятие мира, которое Кирилл перенял от своих родителей – «Кругом опасность! Всё плохо! Мир очень опасен! Берегись!». После того, как Кирилл передал тучу обратно своим родителям, он ощутил лёгкость и стал чувствовать радость. Когда я попросил Кирилла представить образ того, от чего он отказался, приняв родительскую тучу – появился образ солнца и безоблачного, ясного неба. После того как Кирилл принял образ солнца и безоблачного неба – то, чувство лёгкости, беззаботности, радости и счастья усилились. Подавленность и тревога ушли, вместе с тучей.

На следующей встрече мы работали с зажимом в горле. Этот спазм как будто бы говорил - «не надо так сильно радоваться!». Образ спазма – цепи, которые сковывали горло. Цепи символизировали запрет на проявление себя, своих радостных чувств и эмоций. Эти цепи принадлежали родителям Кирилла, которые не давали ему открыто и спонтанно проявлять радость и громко смеяться. Цепи мы отдали обратно родителям Кирилла. Так же, дали родителям контрпредписание из позиции ребёнка: «Я буду проявлять себя так, как хочу и считаю нужным. Если захочу, буду сильно радоваться и смеяться! И в этом нет ничего страшного или плохого. Радоваться и смеяться – это совершенно нормально». После этого ребёнок повеселел и ему стало значительно лучше. Родители в недоумении. После принятия внутреннего ребёнка и проработки ситуации из детства, Кирилл ощутил некое освобождение, лёгкость и радость.

Далее мы снова вернулись к страху отвержения, так как это была центральная и одна из самых болезненных тем Кирилла. В детстве он боялся, что мать отвергнет его, если он не будет послушным и будет проявлять себя. Поэтому, ему приходилось подстраиваться под ожидания матери. Так же, он считал себя ответственным за эмоциональное состояние матери и за то, что она обижается на него. В процессе терапии, Кирилл разрешил своей матери самой отвечать за себя и свои эмоции, а Кириллу разрешили проявлять себя и не нести ответственность за мамины эмоции. В конце сессии Кирилл почувствовал облегчение. Страх отвержения теперь уже ушёл окончательно. Начался процесс сепарации от матери и внутреннее взросление.

На следующей сессии мы продолжили работу с зажимом в горле, так как там всё ещё ощущалось некоторое напряжение. Зажим появился в образе жвачки, которая «говорила» следующее: «Я сдерживаю его, чтобы он не стал самоуверенным, чтобы думал о том, что говорит, чтобы переживал». Жвачка сдерживала уверенную часть Кирилла. Я попросил сказать Кириллу жвачке следующее: «Я больше не буду тебя сдерживать. Я разрешаю тебе быть уверенным и свободным. Я разрешаю тебе думать, говорить и делать то, что ты сам считаешь нужным». Жвачка тут же растворилась и у Кирилла появился доступ к уверенной части личности. Жвачка не являлась родительским интроектом, а была уже продуктом психической деятельности самого клиента. Поэтому, она так быстро исчезла. Сам образ жвачки нам подсказывал о том, что Кирилл мусолил в своей голове мысленную жвачку, которая ни к чему не приводила и просто забирала его энергию. После проработки, напряжение в горле ушло окончательно.

Терапия Кирилла близилась к завершению и на следующей встрече мы работали над внутренней целостностью и гармонией. Кирилл представил свою рациональную часть в виде ледяного облака, которая составляла 90%, и спонтанную, живую часть в виде огня – 10%. В процессе терапии, удалось сбалансировать обе части и прийти к процентному соотношению 50 на 50. Образы слились воедино и образовали новую часть Кирилла – целостную, сбалансированную и гибкую, которая могла быть одновременно расчётливой, рациональной и живой, спонтанной, свободной, в зависимости от обстоятельств. После принятия этой новой части личности, клиент почувствовал внутреннее расширение и теперь осознавал то, что может быть более гибким в сфере коммуникаций с другими людьми.

На завершающей сессии я провёл с Кириллом свою авторскую ресурсную технику «Любовь Вселенной», в процессе которой, он наполнял себя любовью, уверенностью, спокойствием и силой. Ощущение расширения и счастья усилилось, и теперь Кирилл осознавал то, что может и хочет быть счастливым. Он понимал, что может делать то, что ему нравится, что делает его счастливым и в этом нет ничего эгоистичного или неправильного. Быть счастливым и чувствовать радость своего бытия – это естественное состояние человека, в отличие от постоянного напряжение и тревожности. И оно ему нравилось.

Общая продолжительность терапии составила около 20 встреч, за которые удалось убрать тревожность, избавиться от страха оценок и чувства отверженности. К концу терапии Кирилл чувствовал себя намного увереннее, у него появилась девушка и он начал строить отношения. В целом, он чувствовал себя спокойно, ощущал внутреннюю целостность и гармонию, мог подолгу концентрироваться на рабочих задачах и вообще, у него появилась энергия и вдохновение, которые позволяли ему работать с удовольствием и начинать новые перспективные проекты. Результатом клиент остался доволен, запрос полностью разрешился.

-2

Психолог Виталий Баранов

📝 Запись на консультацию: +7 953 373 40 03 - TelegramWhatsApp

👉 Подписывайся:

> Телеграм-канал

> ВКонтакте

> Youtube

> Instagram

> Сайт