Словосочетание «последняя миля» у кого-то может вызвать ассоциации со знаменитым романом Стивена Спилберга, но на самом деле все не так страшно. Сам термин «последняя миля» пришел из телеком-отрасли, где именно канал до клиентского оборудования часто был самым слабым звеном. Справедливо это и для других сфер бизнеса: отлаженные до идеала процессы могут страдать на завершающем этапе, портя опыт клиента и создавая плохие впечатления. Сегодня поговорим о доставке «последней мили» и расскажем, как ее можно наладить.
Каждый из нас сталкивался с проблемой «последней мили». Кто-то затевал ремонт, накупив материалы высочайшего класса, но бригада строителей успевала их поцарапать в лифте. Кто-то заказывал дорогущий торт у именитого кондитера, но курьер ронял его в электричке. Или при подключении интернета от известного оператора, который вбухал уйму денег в рекламу, конечная скорость соединения падала из-за неверно проложенного кабеля.
На самом деле проблемы в «последней миле» могут возникать по разным причинам. Это и некомпетентность линейных сотрудников, и плохая организация процессов, и недостаточное внимание к удобству пользователя.
В логистике доставкой «последней мили» называется завершающий этап маршрута товара до получателя. Лучше всего это понятно в случае с интернет-заказами: доставка от последнего сортировочного пункта до покупателя и есть «последняя миля». И как вы понимаете, вас как покупателя этот этап волнует больше всего. Пока товар сортируется или путешествует по странам и аэропортам, вы просто ждете – пусть и с нетерпением. А на «последней миле» вам придется выбрать время доставки или подкорректировать свое расписание, коммуницировать с курьером или сотрудником службы доставки, принять товар и, возможно, его оплатить.
Выглядит несложно, но на практике «последняя миля» довольно коварна. Курьер может опоздать, в то время как покупатель подстроил свой график, чтоб его дождаться. Нередки случаи, когда курьер вообще отменяет доставку, отзвонившись в последний момент. Товар может потеряться на сортировочном пункте или складе, либо сортировщик может перепутать и выдать в доставку не ту упаковку, и вместо нового телефона вам придет 10 плиток шоколада «Алёнка». Все это крайне негативно сказывается и на лояльности клиента, и на финансовых результатах продавца.
Поэтому сейчас в логистике и ее экономике «последней миле» уделяется очень много внимания и участниками рынка, и внешними экспертами. Клиенты все меньше готовы к самовывозу, но даже в этом случае ожидают высокой скорости получения. Все это становится вызовом для продавца, который в том числе призваны решать WMS-системы и сопутствующие продукты.
В самом деле, если оцифрован будет не только склад, но и этап доставки, то выиграют все. Продавец получит автоматическое составление маршрутов и инструмент для отслеживания, экспедитор – удобный терминал и программное решение для регистрации выдачи товара, а покупатель сможет быстро заказывать доставку, четко понимать, где его товар и когда он получит его в руки.
Именно это обеспечивает наша TMS-система GTRoute, созданная на платформе «1С: Предприятие» с модулями автопостроения маршрутов и карт. Буквально за пару минут она сможет распределить заказы по машинам и выстроит оптимальный маршрут по точкам выгрузки. Это поможет и логисту, который избавится от таких рутинных операций и сможет работать быстрее.
Другая боль – контроль за транспортными расходами. Ее GTRoute тоже снимает – она покажет и расходы, и отчеты по перевозкам, причем позволит проконтролировать весь маршрут. Все это снизит логистические издержки и ускорит доставку, так что клиенту не придется обрывать телефон поддержки, выясняя, где же его товар.
Хотите узнать больше о GTRoute? Вам сюда: https://gt-logistics.ru/gtroute