Найти в Дзене
Настя читает

Мой рейтинг футуристических повестей из сборника «Вперед»

Оглавление

Признаюсь, что составлять рейтинги и ставить оценки — для меня всегда непростая задача, потому что я всегда пытаюсь увидеть хорошее даже в самом плохом, в итоге оценки часто получаются чуть завышенные. Друзья как-то на выходе из кинотеатра сказали, что если уж даже Насте фильм не понравился, значит, он точно плохой. Но я редко читаю малую прозу, так что решила поэкспериментировать и попытаться составить совершенно субъективный рейтинг шести футуристических повестей из сборника «Вперед» (2019, Inspiria).

На мой взгляд, очень красивая обложка.
На мой взгляд, очень красивая обложка.

Для каждой повести я представлю свои общие впечатления, где-то расскажу об особенностях, но даже не буду пытаться дать аннотации, потому что все произведения достаточно короткие, и в большинстве случаев попытка рассказать, о чем текст, просто разрушит интригу, заложенную автором. Вперед!

Начну с двух историй, которые впечатлили меня меньше всего.

6. «Случайные числа», Энди Вейер

Да, того самого Вейера, которого я прославляла в одной из своих статей, здесь я хочу поставить на последнее место. Из всех историй его мне показалась наименее футуристической и наиболее приземленной. Из будущего здесь — квантовые компьютеры. А в остальном это вполне может быть сюжет совсем не футуристических «Одиннадцати друзей Уошена» или любого подобного фильма про мошенников и казино, только тут друзей всего двое. Плюс описание того, как работают квантовые компьютеры и генераторы чисел, интереса мне не добавило, слишком сложно.

5. «Ковчег», Вероника Рот

Для меня преимущество этого произведения — тема апокалипсиса и многолетняя, но кратко описанная история подготовки человечества к этому событию. Мы встречаемся с главной героиней уже незадолго до дня Х, а также узнаём истории из ее детства, когда люди уже знали, что их ждет, и начинали готовиться. Минус произведения — на фоне остальных оно не такое впечатляющее и интригующее.

Все остальные повести мне понравились намного больше, и их было сложно распределить по местам. Посмотрим, что получилось.

4. «Вы прибыли в конечную точку маршрута», Амор Тоулз

Изюминкой этой повести я бы назвала то, что в произведении такого небольшого объема нам представлено аж пять историй: одна — собственно основное повествование, три — варианты прожитой жизни и еще одна — история бармена (подробнее рассказывать не буду). Здесь нам тоже хоть и показано не очень далекое будущее, но технология интересная. Конец показался мне каким-то скомканным.

3. «Аварийная кожа», Н. К. Джемисин

Вы много читали произведений, написанных от второго лица? В этом сборнике их целых два, и «Аварийная кожа» — одно из них. Повествование выстроено очень необычно. Все, что происходит, мы понимаем только через слова, которые произносит голос в голове главного героя. Это не его внутренний голос, с ним разговаривают из командного пункта через своего рода «наушник». То есть в основном мы получаем информацию в виде инструкций и приказов, которые поступают нашему герою, и ответов на его вопросы о том, что он видит вокруг себя.

Здесь мне очень понравилась философия автора. Приведу пару цитат:

Исход доказал, что Земля способна выдержать миллиарды людей, если мы просто разумно разделим ресурсы и обязанности. Но она не могла выдержать горстку ненавистных, зазнавшихся паразитов, кормящихся за счет всех остальных, парализуя их. И как только этих людей не стало, паралич закончился.

Шесть миллиардов человек, трудящихся вместе ради общей цели, гораздо эффективнее нескольких десятков, набивающих себе карманы.

2. «Последний разговор», Пол Дж. Тремблэй

Еще одно произведение, повествование в котором ведется от второго лица. Атмосфера этой повести схожа с атмосферой первых глав романа Энди Вейера «Проект „Аве Мария“», о котором я писала всё в той же своей статье об этом авторе. В обоих произведениях главные герои пробуждаются от, по-видимому, очень долгого сна, и не могут понять, где и кто они. В данной истории практически до самого конца (до, собственно, последнего разговора, о котором говорится в названии) ни главному герою, ни читателю непонятно, что происходит и чему можно верить. Можно сказать, психологический триллер.

1. «Летний мороз», Блейк Крауч

И вот мы добрались до победителя. Это произведение больше всех остальных насыщено событиями. Вместе с главной героиней мы проживаем целых несколько лет. Это история об искусственном интеллекте. Мне кажется, сейчас это одна из самых популярных, но и при этом самых пугающих тем. Неудивительно, что писатели пытаются заглянуть в будущее и предсказать возможные опасности развития ИИ. Кстати, поначалу сюжет мне напомнил фильм «Главный герой» (2021). И в первой главе меня смутила одна вещь — слова, используемые по отношению к главной героине, были то мужского, то женского рода. Я уже приняла это за ошибку переводчика и редактора, но не могли же они оба это пропустить, а в дальнейшем все прояснилось.

В произведении упоминаются две очень любопытные теории: пари Паскаля и Василиск Роко. Здесь можно почитать интересную статью об этом, но если вам не хочется, то я просто приведу цитату с объяснением пари Паскаля из повести:

Паскаль утверждал, что человек должен строить свою жизнь так, как если бог есть, и стараться верить в него. Если бога нет, цена «проигрыша» — затраты на обряды и усилия на праведную жизнь. Если же бог существует, «выигрыш» многократно больше — вечная жизнь на небесах вместо вечных страданий в аду.

Вот таким получился мой рейтинг. Если читали этот сборник, делитесь своими впечатлениями. Интересны ли вам произведения, в которых авторы фантазируют на тему будущего? И что вы думаете о развитии искусственного интеллекта: есть смысл бояться этого, или это глупо?