Есть замечательная поговорка:
练拳不练功, 到老一场空 Liàn quán bù liàngōng, dào lǎo yīchǎngkōng
Не используешь в кулачном искусстве вспомогательные наработки - до старости останешься пустым местом»
Её смысл говорит о недостаточности знания и наработки одних только технических действий. Это тоже классическое разделение явлений на Инь и Ян, которые опять же составляют одно целое.
Почему это важно? Потому, что (как минимум) без них всё это изобилие технических действий ушу попросту не работает! Что мы, увы, можем регулярно наблюдать в междусобойчиках ушуистов и спортсменов-единоборцев. До реформ ушу начала ХХ века, когда Атлетическая Ассоциация Цзинъу и Центральный Институт Гошу активно продвигали именно знание множества разных стилей, стремились как раз ограничивать объемы изучаемых технических действий, стремясь к минимализму, когда
лучше меньше знать, да больше раз отработать!
При этом хорошо понимая необходимость "внутреннего наполнения" этих самых технических действий. Для это наполнения и служили самые разнообразные наработки, сохранившиеся и по наши дни. Наилучшим сборником является знаменитая энциклопедия «72 искусства Шаолиня» (少林七十二艺 Shàolín qīshí'èr yì), на самом деле являющаяся сборником народных методов, собранных неким энтузиастом на закате империи Мин и выбравших для названия крайне удачное и хорошо узнаваемое всем. Хотя первоначальное название было совсем иным и ближе к содержанию книги. Об этой книге и истории её появления как-нибудь поговорим отдельно. Сейчас просто упомянем, что состоит эта интереснейшая энциклопедия из двух разделов - жесткого и мягкого ( соответственно 三十六硬功 Sānshíliù yìnggōng и 三十六柔功 Sānshíliù róugōng), иначе - внешние и внутренние наработки (соответственно 三十六外功 Sānshíliù wàigōng и 三十六内功 Sānshíliù nèigōng).
Срочные дела, как правило, не самые важные, а важные – не самые срочные.
Д.Эйзенхауэр
Среди занимающихся восточными единоборствами достаточно много толкового люду, прекрасно понимающий? многократным повторением таолу или ката даже с бункай особо толка не будет. Поэтому читатели регулярно спрашивают:
поделитесь толковыми традиционными упражнениями!
Поэтому продолжаем наш цикл статей "Тренировочный метод"!
Будем и дальше рассказывать, а возможно и показывать на поясняющих видео различные вспомогательные упражнения из Старого ушу. Сегодня - про деревья и столбы в традиционной тренировке.
Как мы уже не раз говорили, важнейшей составляющей тренировки ушу составляют вспомогательные методы, и мы продолжаем рассказ о том, как в старые времена китайские бойцы укрепляли свои руки и ноги, корпус и все остальное.
Упражнений разных можно найти во множестве вариантов, они практиковались в самых разных школах с Севера на Юс и с Востока на Запад.
Одна из специфических особенностей Китайской подготовки - это использование не специально подготовленных тренажеров, а предметов повседневного обихода.
Есть несколько гипотез этого. Например, что в годы гонений на занятия ушу во времена монгольской династии Юань, когда строго на строго воспрещались любые попытки изучать и практиковать воинские искусства коренному населению и вероятно именно по этой причине возникла традиция заниматься тайно, обычно в темное время суток. И, скорее всего, именно опасение доносов властям, стало первоначальной причиной убивать подсматривающих за подглядывание занятий ушу. Особенно это было критично для разных тайных обществ, типа «Белого лотоса», которые агитировали за свержение Юань, а также обучали боевым искусствам.
Кроме того, опасность хранения оружия в принципе привела к качественному сдвигу: от занятий и тренировок с различным оружием к безоружному.
Такие занятия не требовали специального снаряжения, униформы и помещения, можно было заниматься в повседневной одежде, используя, как и принято до сих пор, предметы домашнего обихода в качестве спортивных тренажеров или оружия особого вида.
Так что , вполне возможно именно в те годы Мастера ушу и придумали методы маскировки упражнений под занятия хозяйственной деятельностью по дому, на случай внезапной облавы. Это давало больше возможности для маскировки и маневра для сокрытия тренировок в случае внезапного обыска или проверки. Вероятно предположить, что застигнутый врасплох ханец, выполнявший силовые упражнения с кувшином, вызывал меньше подозрений и обладал большими шансами выкрутиться, чем его собрат, застигнутый на упражнениях, скажем, со штангой.
Ряд исследователей высказывают интересную гипотезу, что именно опасения быть пойманными во время тренировки и дали импульс широкому развитию упражнений типа изометрических. Похожие упражнения для развития силы тренировал известный силач Александр Иванович Засс, более известный как "Удивительный Самсон" или "Железный Самсон". Надо быть очень искушенным специалистом даже в наше времена, чтобы распознать подобные упражнения. Ну, стоит человек, толкает рукой стену. А стены-то и нет! И в случае внезапного появления властей достаточно быстро можно прекратить упражняться и заняться другим делом.
Другая версия заключается в тотальной бедности прагматичности самих китайцев. Зачем делать специальные тренажеры для тренировок, тратя на это ценные ресурсы? Если можно обойтись тем, что уже есть под рукой.
Вот такими простыми, дешевыми и общедоступными, а поэтому - одними из самых популярных спортивных снарядов в Старом ушу, стали простые деревья.
Вот что рассказывают о тренировке мастера багуачжан Сунь Чжицзюня:
Первые два года он тpениpовал цзибэньгун, швырял каменные гири для увеличения силы pук, хватал и ловил мешки с песком для увеличения силы захвата, бил ногами по каменным глыбам для увеличения силы ног, хлопал по крупным деревьям, развивая силу ладоней.
Как видим из отрывка выше, одними из самых популярных методов наработки на деревьях были упражнения на специальную закалку ног.
В дальнейшем это позволяло низкой подсечкой сбивать человека с ног, или блокировать ногами удары противника.
Сперва тренировали силу ног, часами простаивая в позиции типа мабу. Достигнув устойчивого навыка стоять не шелохнувшись в низкой позиции не менее 2 часов (так указывают нам источники, как письменные, так и в устной передаче) можно было переходить следующему этапу.
На втором этапе выполняли удары внешними сторонами голеней по партнеру (например, встав друг к другу правым боком и вытянутую правую руку положив партнеру на правое плечо, одновременно соударяться голенями).
На третьем этапе переходили к нанесению ударов по дереву. После пары лет тренировки от поставленных ударов дерево заметно сотрясалось и с него осыпалась листва.
Но в Старом Китае не просто так говорили, что
руки должны бить и хватать, а ноги должны ходить.
Причем
каждый шаг ногой - это удар, а каждый удар ногой - это шаг,
поэтому несомненно было популярно укреплять и руки.
Вариантов этих упражнений - очень много, на Юге например их именуют "железные коромысла". Эти наработки представляют собой удары руками по стволу дерева, наносимые специальным образом обычно предплечьями рук. Но не только.
Наиболее популярное в народе упражнение сочетает в себе постановку удара предплечьем и одновременно с этим происходит укрепление предплечья.
Но - в первую очередь это постановка удара!
На рисунке ниже представлены два варианта исполнения. Первый - аналог того кругового удара, что у нас называют ударом "пивная кружка". Второй наносят тыльной стороной кулака, обычно в висок. Однако в деревом соприкасаются лишь мягкие ткани предплечья.
Вторая популярная составляющая Старого ушу, как упоминалось выше, это низкоуровневые атаки ног ногами.
Такие действия, скоординированные с атакой руками по верхнему уровню, визитная карточка многих старых стилей.
Сейчас мало кто готов к подобным неожиданностям, поэтому уметь делать подобное крайне полезно для уличного бойца
Потом практикуют последовательность постановки удара разными конечностями и телом.
Логика обычно проста: локоть, плечо, спина или бок.
Обычно выбирают мягкие породы деревьев с гибким стволом, но на Севере принято обматывают простой тряпкой.
Вообще есть такая градация по использованию частей руки в зависимости от дистанции боя ( и прилагаемой силы):
пальцы->кулак->ладонь->предплечье->локоть->плечо->плечевой сустав.
В рамках старых кулачных школ, бить нужно было уметь любой частью руки (в идеале - всего тела), в зависимости от ситуации и дистанции боя.
Однако это требует как постановки ударного усилия, так и укрепления всех частей руки.
Также на дереве можно отрабатывать и удары коленями.
Как видите, существует достаточно много интересных и разнообразных наработок из ушу, которые вы сможете тренировать в парке. Обычно начинают с молодых и тонких, не более 10 см, стволов. Затем постепенно переходят на более толстые и крепкие.
Как показывает опыт знакомых ушунов, даже такая столь незначительная прибавка к наработке может значительно повысить качественную наполненность вашего исполнения формальных комплексов-таолу. Вы можете сами попробовать и в этом убедиться! Ниже будет ещё несколько примеров.
Говоря про силу и крепость рук и ног, не следует забывать и про корпус. Несомненно, самыми популярными тут будут наработки входов для бросков опрокидыванием. Сейчас такие упражнения часто ошибочно принимают за набивку корпуса.
Но для развития именно силы всего тела было популярно такое упражнение как "наработка обхватывания дерева".
Метод тренировки предельно прост: каждый день сжимать в объятьях ствол дерева, пытаясь поднять его вверх. Со временем дерево можно было раскачать, а впоследствии и попытаться выдернуть. Говорят, что после 5 лет такой наработки, если сможешь вырывать даже сравнительно небольшое дерево с корнем, то поднять и швырнуть обычного человека будет уже несложно. Кто готов проверить? :)
Однако у дерева, как универсального тренажера ушу, есть масса недостатков. Эти недостатки можно частично устранить, заменив дерево - столбом, деревянным или каменным.
Итак, выше мы привели примеры того, как в Старом Китае активно использовали деревья для укрепления и постановки ударной техники разными частями тела.
Это удобно - деревья есть практически везде, поэтому можно тренироваться в любой удобный момент, а люди Цзянху понимали важность постановки ударной техники: одно дело кулаками да ногами по воздуху махать, но порой совсем печальное случается с непривычными конечностями при столкновении с чем либо твердым, например со лбом...
Не просто так возникла известная поговорка:
Кулаки летают - словно цветы в танце поpхают, ноги бьют - словно вышивальные иглы снуют: пpиемы кpасивые, но пpоку от них - никакого.
Кроме привычных ударов кулаками по дереву, так же были популярны различные дыхательные упражнения толкания деревьев, изометрическим усилием развивая мощь всего тела. Кроме того считалось, что это еще и полезно в плане обмена ци с деревом и единения с живой природой...
На вдохе, сосредоточиться на районе в трех цунях внутри от точки инь-тан, не останавливаясь опустить и в даньтянь.
На выдохе почувствовать как движется ци в даньтянь, не останавливаясь, направить и до передней поверхности кулака.
По завершении сосредоточиться на даньтянь и урегулировать дыхание.
Ещё раз обращаю внимание - одно из самых распространенных методов в ушу была наработка для предплечий.
Познавательно то, что она часто предшествовала сходной парной наработке. Это делалось не только для того, чтобы укрепить руки и поставить культуру движений.
Тут был ещё и важный воспитательный момент: преодоление собственного эго, чтобы при наработке в паре дух соперничества и желание превзойти партнера, не мешали наработке и не приводили к лишнему травматизму у занимающихся.
Ниже простой комплекс из трех последовательных упражнений для рук, но и корпуса.
Стукающие руки: Найти дерево подходящей толщины. Встать прямо, ноги на ширине плеч, на расстоянии одного чи от дерева, кулаки перед грудью. Левая нога отступает влево, образуя цимаши. Поясницей вызывая движение плеча, плечом пересылая локоть, локтем пересылая запястье средней частью лучевой кости правой руки ударить по дереву, кулак обращен ладонной стороной вниз, а внутренним краем - влево.
Начинающему не следует прилагать большой силы, лишь до небольшого болевого ощущения в руке.
Затем нанести удар обратной стороной правой руки, со средней частью локтевой кости в качестве точки приложения силы, вызывая поясницей движение вправо, форма шага при этом - большая дэншанши. Так тренироваться безостановочно.
Естественно, аналогичные наработки служили и для укрепления и постановки техники работы ногами (подбивов, подсечек и т.д.). Отработка ударов ногами обычно осуществлялась по стволу толстого дерева, который и три человека поколебать не смогут.
Так как во многих старых школах были популярны броски опрокидыванием, позволявшие выполнять техническое действие без привычного нам захвата за части тела или одежду противника, в старом ушу есть упражнение "Опираться [корпусом]". Считается, что подобная манера боя зародилась в те годы. когда руки бойцов были заняты оружием и хватать было несподручно.
У свободно растущих деревьев есть и свои недостатки, и это не твердая и неровная кора, на Севере её традиционно обматывали раньше конопляной веревкой или тканью в несколько слоев, к тому же на Юге встречаются деревья с мягким камбием. Лупить по таким деревьям что руками, что ногами - одно удовольствие!
Но деревья то растут далеко и неудобно, то диаметр ствола у них не та, то еще какая-то напасть...
Поэтому китайцы издавна придумали вкапывать обработанные столбы в грунт, укрепив основание гравием.
И, кроме выше приведенных, упражнений с ними тоже тьма тьмущая!
Вот, например, наработка вытаскивания горы, близкий аналог популярного упражнения с кувшином - для укрепления запястий, активно используемого в циньна. Однако, если с кувшином мы выполняли упражнения на динамику и статику, то тут - преимущественно изометрия, а считалось, что именно она лучше всего развивает силовые качества.
В этом упражнении вкопанный на половину деревянный столб в один чжан (3,33 м) стараются вытащить, взяв пальцами одной руки за верхний край.
В земле вырывают яму, куда помещают столб и засыпают яму гравием. Эту деревянную сваю надо тащить из земли, напрягая все пальцы руки и упражняясь ежедневно, и день ото дня сила пальцев будет возрастать, и однажды вы вытащите столб полностью.
После этого деревянную сваю заменяют железной! :)
Интересно, что на Юге встречается как бы схожий вариант с колодцем, и упражнение уже состоит из двух этапов: сперва погружать бревно в колодец, стараясь сохранить вертикальность, а затем вынимать его.
Иногда используют бамбук, просверливая в верхней части коленцев отверстия, и тогда при опускании в воду воздух в них препятствует погружению, создавая дополнительную нагрузку, а потом вода наполняет бамбук и нагрузка меняется при извлечении тренировочного снаряда из воды.
Другое популярное упражнение в Китае - это наработка стояния в различных позициях. Сперва стоят на земле, после - на низких столбах, потом столбы делались всё выше и выше, а затем добавляли груз, чтобы ноги становились еще крепче.
Чаще всего на начальном этапе практиковали стояние в мабу. Научившись уверенно и правильно стоять в этой позиции два часа, можно переходить к стоянию на двух столбах, причем на бёдра помещают два груза, вес которых постепенно увеличивают.
Наработка считается завершенной, когда сможешь уверенно простоять два часа с грузом весом в 250 цзиней (один цзинь примерно 0,6 кг). Кто будет пробовать? :)
Все эти методики совмещали со специальными внутреннили наработками. Например, «Метод развития большой силы в позиции лошади» (马步大力功 Mǎbù dàlì gōng) Цао Сяохуэйя, известного как «Силач юга реки Янцзы». Подробнее см. тут.
Если места на тренировочной площадке много, то можно вкопать столбов побольше, чтобы потом можно было отрабатывать уже технику перемещений. Самая известная наработка -это столбы сливы мэйхуа.
Как видите, вариантов разных упражнений - довольно много, да вы и сами сможете легко придумать для своего стиля более подходящие, чем в этой статье, чтобы укрепить себя и избежать ситуации:
"Не используешь в кулачном искусстве вспомогательные наработки - до старости останешься пустым местом!"
От редакции: Обращаем внимание, что данная статья не является учебным пособием, но лишь предоставляет малоизвестную в восточных единоборствах информацию. А тренироваться желательно под присмотром опытного наставника. Материалы в статье приведены лишь с целью ознакомления и развития кругозора. Хотя в статье сознательно скрыты многие важные подробности, ибо подобные тонкости должны и могут освещаться только при живой демонстрации на занятии, основная методологическая идея в статье присутствует: сверху - вниз, от покоя - к движению, от к простого - к более сложному.,. объединяя все в едином и основываясь на общем принципе
«Когда происходит движение, имеется и покой; если реагировать, следуя принципам, то и при движении будет покой»,
Продолжение следует... Но об этом, в следующей статье.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, делайте перепосты, пишите в комментариях - о чем вам хочется еще узнать, а мы будем чаще радовать вас интересными и полезными материалами по истории, оздоровительным и прикладным методикам Старого Китая!
Дм. Моисеев, СПб