Найти тему

"Что, мы вам очень надоели?" Что не так с письмом Булгакова Сталину

История звонка Сталина Булгакову широко известна. О ней рассказывают на экскурсиях, удачно и не очень пародируя грузинский акцент Сталина, о ней же написано немало статей. Разумеется, о звонке написано во всех книгах, посвященных Булгакову. Сегодня я хочу обратить внимание на ряд странностей и нестыковок, на которые, признаюсь своим дорогим читателям, я далеко не сразу обратила внимание.

Начнём же с самой истории.

Как это было

В статье

я рассказывала об истории создании пьесы "Дней Турбиных". Постановкой во МХАТе Булгаков обязан не только своему таланту, а также и характеру, и во многом удачно сложившимся обстоятельствам.

Но уже в сентябре 1929 года пьесу снимают с репертуара. И не только "Дни Турбиных". Все три пьесы, которые шли в разных театрах. А с "Бегом", который пытались поставить во МХАТе и даже выплатили Булгакову гонорар в 6000 руб., так ничего и не вышло.

Михаил Булгаков
Михаил Булгаков

Кстати, очень интересно, что гонорар за "Бег", полученный в апреле 1929 года, в августе писатель просил своего брата Николая сохранить в счёт дальнейших распоряжений. А вот и отрывок из этого письма:

"Теперь сообщаю тебе, мой брат: положение мое неблагополучно. Все мои пьесы запрещены к представлению в СССР, и беллетристической ни одной строчки моей не напечатают.
В 1929 году совершилось мое писательское уничтожение. Я сделал последнее усилие и подал Правительству СССР заявление, в котором прошу меня с женой моей выпустить за границу на любой срок. В сердце у меня нет надежды. Был один зловещий признак — Любовь Евгеньевну не выпустили одну, несмотря на то, что я оставался (это было несколько месяцев тому назад). Вокруг меня уже ползет змейкой темный слух о том, что я обречен во всех смыслах. В случае, если мое заявление будет отклонено, игру можно считать оконченной, колоду складывать, свечи тушить. Мне придется сидеть в Москве и не писать, потому что не только писаний моих, но даже фамилии моей равнодушно видеть не могут. Без всякого малодушия сообщаю тебе, мой брат, что вопрос моей гибели — это лишь вопрос срока, если, конечно, не произойдет чуда. Но чудеса случаются редко".
Письмо Михаила Булгакова брату Николаю.

Тучи сгущаются

Всё идёт из рук вон плохо. Булгаков начинает думать о самоубийстве.

Здесь надо сделать небольшую ремарку для тех читателей, которые считают, что не произошло ничего смертельного. Да, пьесы Булгакова перестали ставить, книги не издают, но разве это конец света? Ведь Михаил Афанасьевич был прекрасным врачом. Он мог бы зарабатывать на жизнь этой благородной профессией.

Так, да не так. Булгаков не мог. Не физически, ментально. Приехав в Москву, он твердо решил распрощаться со старой профессией. Не потому, что больше не мог, или она ему опостылела. Он понял, что не может не писать. Отныне этому и только этому посвящена его жизнь. И пока не получилось устроиться в "Гудок", писатель и его первая жена Тася голодали, ходили в условных обносках. У Таси даже началось малокровие. Впрочем, это совсем другая история, её можно прочитать здесь.

И ещё раз обращаю внимание, что речь шла не просто о запрете пьес и книг. Булгакова последовательно и целенаправленно травят. Да и личная жизнь дала трещину.

Если вы читали мою статью о взаимоотношениях писателя с Тасей, то не могли не заметить, что мои симпатии на стороне так преданно любившей его женщины. Но несомненно и другое. Булгакова перестал устраивать брак с его первой любовью. Он тяготился им, уже практически этого не скрывая. Думаю, он вообще не ждал Тасю в Москве. А она приехала. И это было и мучительно, и приятно одновременно. Татьяна Лаппа стала на всю жизнь для писателя родным человеком, в какой-то мере частичкой его души. Преданная жена тащила на себе быт, не разу ни пикнула, ни пожаловалась. Она отогревала руки и ноги писателя в теплой воде, когда он ночами писал свои книги. Его вело вдохновение, её — любовь. Всегда готовая выслушать, поддержать, понять.

А он уже хотел другого. Его влекла новая литературная жизнь, ему не хватало красок, вдохновения. Было душно и хотелось на волю. Всё это в итоге вылилось в ряд неблаговидных поступков.

Воплощением всей этой красоты на достаточное короткое время стала яркая Любовь Белозерская, вторая жена писателя. Но в 1929 году тучи набежали и на эти отношения.

Любовь Белозерская
Любовь Белозерская

Но об этом я расскажу подробнее в другой раз, а сейчас я отвлеклась. Всего лишь хотела отметить, что на тот момент и в браке Булгаков чувствовал себя как в ловушке.

-3

Долой пистолет

Но пистолет Булгаков всё-таки выкинул в пруд близ Новодевичьего монастыря. Объяснений этому несколько, и я расскажу вам основные. И пусть дорогие читатели сами выберут, какая причина им ближе — мистическая, прозаическая или личностная.

1. Самоубийство / убийство Маяковского

Подробнее об этом можно прочитать здесь

Владимир Маяковский, рупор эпохи не мог не иметь идеологических (да и литературных) разногласий с Булгаковым. Михаил Афанасьевич поэта презирал, считал приспособленцем. Маяковский вёл роскошный для советского времени образ жизни, свободно выезжал за границу (до последнего запрета), был обласкан прессой и публикой. Ему лично благоволил Сталин.

Не могу не отметить, что именно благодаря этому обстоятельству после смерти Маяковский не был забыт, его имя было увековечено.

Маяковский же, который сам был воплощением революционного сознания и советского строя, искренне не понимал, как Булгаков в принципе мог не то что писать книги в стране Советов, а как он мог дышать и существовать. И потому неустанно клеймил "булгаковщину".

После самоубийства Маяковского, в которое он, кстати, не поверил, Булгаков глубоко задумался. И выкинул пистолет.

Так гласит эта версия. Именно поэтому многие считают, что Маяковский "спас Булгакова". Своё мнение я написала в статье выше.

2. Мистическая история

Мы же говорим про мистического писателя (так он говорил о себе сам) Булгакова. Как обойтись без неё?

Михаил Афанасьевич в своих воспоминаниях, разговорах с современниками, а кое-где и в книгах разбросал некие намеки. Якобы Булгаков встретил загадочного незнакомца с клыком. Загадочный господин убедил писателя, что вскоре всё наладится. Пьесы вернут, литературные труды легализуют. Да и в личной жизни грядет судьбоносная встреча. Наконец-то в жизни писателя появится женщина, с которой он будет счастлив. И уже не посмотрит на других в поисках источника вдохновения.

3. Скала!

Булгаков отличался твердостью характера, особенно когда речь шла о его пьесах и книгах. Но как человек творческий, ранимый, легко преодолевающий пропасть между восторгом и отчаяньем, он и раньше задумывался о самоубийстве.

К примеру, Михаил Афанасьевич собирался стреляться в юности, в чем признавался своему другу, если его любимая Тася не приедет на каникулы.

Но благоразумие всегда брало вверх.

Правильнее будет сказать, что все причины имели место быть. Наши поступки всегда следствие всех окружающих нас обстоятельств.

Но всё сбылось. Появилась и женщина, Елена Сергеевна Шиловская, кое-как наладилось и всё остальное. А изменилось всё после звонка Сталина. А позвонил тот в ответ на письмо Булгакова. По другой версии, не хотелось Сталину, чтобы ещё один талантливый писатель отправился на тот свет вслед за Маяковским.

Письмо

28 марта 1930 года Михаил Афанасьевич Булгаков направляет письмо не лично Сталину, как принято думать, а в Правительство СССР. Адресатов было несколько.

В красноречиво написанном послании он просит срочно разрешить ему выезд за рубеж в сопровождении супруги (Белозерской) либо предоставить возможность трудоустройства во МХАТе. Письмо очень любопытное, и следом за статьей я опубликую его отдельным постом (и тогда добавлю сюда ссылку), чтобы не загромождать повествование.

Всё это широко известно. Но есть несколько любопытных деталей, о которых я расскажу в конце статьи. А пока напомню дорогим читателям о том, что было дальше.

-4

Звонок Сталина

Дальше я приведу вам отрывок из воспоминаний (дневника) Елены Сергеевны Булгаковой-Шиловской. Я целенаправленно не пересказываю этот эпизод своими словами по двум причинам. Во-первых, он описан прекрасно (и широко известен). Во-вторых, нам это будет важно для дальнейшего анализа. В скобочках привожу необходимые пояснения.

"18 апреля часов в 6–7 вечера он (Булгаков) прибежал, взволнованный, в нашу квартиру (с Шиловским) на Бол. Ржевском и подробно описан. Он лег после обеда, как всегда, спать, но тут же раздался телефонный звонок, и Люба (Л.Е. Белозерская, жена) его подозвала, сказал, что это из ЦК спрашивают.
М.А. не поверил, решив, что это розыгрыш (тогда это проделывалось), и взъерошенный, раздраженный взялся за трубку и услышал:
– Михаил Афанасьевич Булгаков?
– Да, да.
– Сейчас с вами будет товарищ Сталин будет говорить.
– Что? Сталин? Сталин?
И тут же слышен голос с грузинским акцентом.
– Да, с вами Сталин говорит. Здравствуйте, товарищ Булгаков (или – Михаил Афанасьевич – не помню точно).
– Здравствуйте, Иосиф Виссарионович.
– Мы Ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете получать благоприятный ответ. Что, мы Вам очень надоели?
(М.А. сказал, что он весьма не ожидал неожиданного вопроса – да он и звонка вообще не ожидал – что растерялся и не ответил):
– Я очень много думал в последнее время – может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.
– Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?
– Да, я хотел бы. Но я говорил об этом, и мне отказали.
– А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с вами.
– Да, да! Иосиф Виссарионович, мне очень нужно было с вами поговорить.
– Да, нужно найти время и встретиться, обязательно. А теперь желаю Вам всего хорошего."
Из воспоминаний Е.С. Булгаковой.
Булгаков М. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10. М., 2000. С. 260–261.

Что не так

А вот теперь самое интересное.

Факт первый

Любовь Белозерская говорит в своих воспоминаниях, что знаменитое и так хорошо известное нам письмо Булгакова Правительству СССР было иным. Оно было куда короче!

Я читала и такое мнение, что Белозерская о письме не знала. Считала его фейком, который выдумали, чтобы опорочить мужа. Но вот это уже расходится с логикой. При звонке вторая жена присутствовала, разговор прекрасно слышала. О письме в нём упоминалось.

Этот момент списывают на шок. А вашей покорной слуге кажется, что вот этот слух (о том, что Белозерская не знала о письме) нужен был, чтобы не поверили её воспоминаниям. Как известно, вокруг имен великих много спекуляций. И есть такая вещь, как тщеславие. Приятно нести знамя в одиночестве (то есть приписать себе все лавры).

"Однажды, совершенно неожиданно, раздался телефонный звонок. Звонил из Центрального Комитета партии секретарь Сталина Товстуха. К телефону подошла я и позвала М.А., а сама занялась домашними делами. М.А. взял трубку и вскоре так громко и нервно крикнул "Любаша!", что я опрометью бросилась к телефону (у нас были отводные от телефона наушники).

На проводе был Сталин. Он говорил глуховатым голосом, с явным грузинским акцентом, и называл себя в третьем лице. "Сталин получил, Сталин прочел!". Он предложил Булгакову:

- Может быть, Вы хотите уехать за границу?

(Незадолго перед этим по просьбе Горького был выпущен за границу писатель Евгений Замятин с женой.) Но М.А. предпочел остаться в Союзе".
Воспоминания Любови Белозерской

Факт второй

Письмо действительно печатала на машинке Шиловская под диктовку Булгакова. Замечу, что роман был в самом разгаре. При этом в письме Михаил Афанасьевич просит отпустить его заграницу с его супругой Любовью Белозерской.

Что же, он готов был бросить Шиловскую, и спасать второй брак? И Елена Сергеевна ничего не имела против, печатая текст такого письма?

Сколько во всём этом искренности? Или всё-таки интриги, манипуляции, игра на публику?

Дорогие читатели, жду ваше мнение в комментариях.

❤️❤️ Новую историю вам рассказывала Есипова Оксана.

❤️❤️❤️ Жду вас ТГ | ВК | ОК ❤️❤️ Мои книги на Литрес с реф ссылкой