Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты опроса, посвященного предстоящему Дню защитника Отечества. Исследование выявило взрывной рост популярности праздничного ужина в качестве подарка на 23 Февраля. Семейный психолог Наталья Панфилова рассказала журналу «Слово и Дело», почему застолье обошло традиционные носки и пену для бритья в рейтинге самых популярных подарков.
Как сообщает ВЦИОМ, для современных россиян 23 Февраля является в большей степени праздником российских военнослужащих. Об этом заявил 41% опрошенных. Раздвинуть рамки праздника на всех мужчин согласен 31% респондентов. В этом плане, по сравнению с опросами 20-летней давности, ситуация заметно изменилась. Ранее второй вариант ответа набирал свыше 40% голосов.
Однако эти изменения меркнут по сравнению с перестановками в рейтинге подарков. Еще четыре года назад российские женщины предпочитали приобретать для этого что-нибудь из парфюмерии и косметики — 35% в 2019 году. Сегодня пена для бритья и аналогичные товары отошли на вторую строчку с результатом 20%, а вершину хит-парада внезапно занял праздничный ужин, набравший 40% голосов. Примечательно, что в 2019 году их было ровно в десять раз меньше.
Можно предположить, что ужин банально дешевле, и свалить все на экономические трудности. Однако по стоимости такое мероприятие, особенно если оно включает горячительные напитки, окажется ничуть не менее затратным, чем поход в парфюмерный магазин.
Как отметила в комментарии для «Слово и Дело» семейный психолог Наталья Панфилова, такие изменения свидетельствуют о том, что людей интересует именно праздничное настроение, которое проще организовать с помощью застолья. И, конечно, на предпочтения россиян оказала влияние специальная военная операция.
«Все, что связано со специальной военной операцией — это такая неожиданная история, которая подняла довольно архаичные смыслы, когда мужчины уходили на войну, и женщина понимала, что он может не вернуться», — пояснила Панфилова.
Именно этим обусловлен тот факт, что речь идет не о походе в ресторан, а именно о собственноручно приготовленном или хотя бы накрытом дома ужине. Такой формат может и не сопровождаться особенным весельем, но способен создать ощущение некоторой камерности и уюта, а заодно дать возможность хозяйке проявить себя в традиционной женской роли.
«Вообще очень часто в стрессе идет разворот к в какой-то мере архаичным ценностям, когда женщина отвечает за эмоциональный покой и уют внутри семьи сегодня, а мужчина — за надежность и стратегическую безопасность на будущее. Поэтому женщины и стараются сделать что-то такое, чтобы пусть бюджетно, но спокойно и приятно здесь и сейчас», — рассказала психолог.
Впрочем, несмотря на то, что 33% российских мужчин назвали лучшим подарком к 23 Февраля внимание близких, многие продолжают с нетерпением ждать, что же им преподнесут их вторые половинки. Для тех, кто все-таки планирует не ограничиваться вкусным ужином, журнал «Слово и Дело» сделал подборку идей для оригинальных и недорогих презентов защитникам Отечества.