В 1985-1987 гг работали мы в Казахстане на плато Устюрт. База партии находилась в поселке Опорный, который стоял на железной дороге. Ровная и без всякой растительности степь простиралась от горизонта до горизонта. И жара, жара и жара. Метеостанция Шевченко (сейчас Актау) в июле-августе передавала до + 64°С.. Корявая низкорослая травка стелилась по земле, высушенная солнцем. Непонятно, что в ней находили сайгаки, но их здесь было огромное количество. Бывало по 2-3 суток идут сплошным потоком, обходя нашу технику стороной.
Естественно, что местные жители и мы потихоньку охотились на них для питания в нашей базовской столовке. Работали мы ночью, когда жара спадала, а днем отдыхали, точнее часов с 700 до 1200 еще можно было подремать до наступления адской жары. Вот в жару мы и охотились на сайгаков на водопоях. На Устюрте еще в пятидесятые годы искали пресную воду, но все напрасно. Пробурено очень много скважин и везде фонтанирует соленая вода, где совсем соленая, а где терпимо. Вот у таких скважин и пьет водичку местная живность.
В одну из таких поездок в июне месяце нам и попалась на дороге машина. В таких случаях никто не подъезжает близко, а стараются проехать подальше стороной. Я тоже повернул в сторону, чтобы объехать неизвестную машину стороной. И тут увидел, как из кабины выбежал человек, бежит наперерез, машет руками и что то кричит. Мы были вдвоем с топографом и решили остановиться. Первым делом он попросил воды, а уже потом сообщил, что пока гонялись по степи за сайгаками, заблудились. В одну сторону, в другую, туда сюда и кончился бензин. Степь безлюдная, сидят уже третий день, кончилась еда и вода. Чем все закончилось, если бы мы не подвернулись, один Бог знает. Дали две банки тушенки, хлеб и пару помидор, залили 50 литров бензина (наши машины всегда выезжали с полными баками) и я подробно объяснил дорогу, указав свои приметы на пересечениях степных дорог. Попрощались и разъехались каждый в свою сторону. Вскоре в процессе работ все забылось за своими делами, а в конце октября случай снова свел меня с этим человеком.
Я всегда оставался на сейсмостанции и на базу партии бывал редко. Раз в неделю баня, да иногда на различные мероприятия, типа дней рождения у друзей, коллег. Дорога со степи выходила на железнодорожный переезд, перед которым висел знак СТОП. Железка просматривалась в обе стороны сколько глаз мог видеть и никто, естественно, не останавливался, а проскакивали мимоходом. Этим и пользовался местный сержант гаишник. спрячет мотоцикл за насыпью и тормозит лихачей нарушителей ПДД, как он выражался. В милиции о нас знали, начальник информационное письмо оставлял и нас особо не трогали Вот в очередной мой приезд на базу он и меня приловил. На вопрос: «документы?» я ему отвечаю: «ну где вы видели, чтобы кто то носил документы в плавках». Я и вправду был одет по жаре, да и не собирался никуда ходить, кроме бани. Ну поговорили мы с ним о жизни шутливо и он меня отпустил с условием, что в следующий раз я ему покажу водительское удостоверение. Поле этого он еще ловил меня три или четыре раза и каждый раз он меня отпускал меня с одним и тем же условием. У нас уже сложились какие то отношения, типа знакомства. И вот уже поздней осенью в конце октября я приехал на базу «проставиться» и отметить свой день рождения. Сели за стол, выпили по рюмке, как заходит водитель бензовоза и просит помочь найти свет на Урале. Я вышел с ним, стал на подножку, открыл крышку и стал проверять предохранители. В это время кто то стал дергать меня за ногу. Смотрю, а это мой знакомый гаишник и его напарник. Говорят: «ты пьян и пытаешься угнать машину. Пошли с нами в отдел, там разберемся». Мне стало интересно и я согласился. Пришли в отдел(в соседний дом) и гаишник пошел докладывать начальнику отдела о нарушителе порядка, а выйдя от него, попросил идти за ним к начальству. Зашли в кабинет, и каково же было мое удивление, когда я узнал в начальнике местного ОВД человека, которого выручил летом в степи. Он очень обрадовался и говорит: «я долго искал тебя, у многих спрашивал и никто не знал, кто такой». Я объяснил ему, что редко появлялся в поселке. А капитан достал из сейфа коньяк и послал сержанта за закуской. У сержанта глаза были если не с тарелку, то с блюдце точно. Выпили, поговорили и я пригласил его к нашему столу, назвав повод. А сержанту я весело пообещал показать права при отъезде в конце полевого сезона. Но уехал, так и не показал.
Прошло три года, я работал в другом месте и по весне на майские праздники гнали две сейсмостанции в Туркмению. Чтобы не связываться с паромом в Баку, решили ехать через Устюрт. Проскочили Опорный и в Бейнеу перед Устюртом заехали на АЗС заправиться, впереди 600 км без жизненного пространства. Оператор АЗС сказала, что может дать по 20 литров на машину. Мы пытались доказать, что нам надо по 350 литров на машину, иначе сгинем на Устюрте. Она ни в какую, да еще пригрозила милицией. И вот в разгар нашей перепалки на АЗС въезжает машина ГАИ и с нее выходит мой старый знакомый сержант. Ну все пропало подумал я, а сержант обрадовался, как родному брату, руку жмет и спрашивает: «как дела, куда путь держишь?». Я все рассказал, пожаловался на операторшу. Он ей сказал заправить нас под завязку без всяких разговоров, стал приглашать в гости, но мы отказались, сославшись на дальний путь. Поблагодарили его за помощь и отправились в дальнюю дорогу. Добрались через Устюрт благополучно до места назначения. Я потом долго, да и до сих пор вспоминаю об этом случае и о человеческих отношениях. И капитан, и сержант были казахами, но в те времена нормальные отношения между всеми людьми были обычными.
Утомил, наверное. До следующих встреч.