Скорей всего, многие помнят историю детей Никитиных, из которых родители пытались вырастить настоящих гениев. Для этого они заставляли детей ходить босиком по снегу, учили их закаляться и отдавали в школу в 5 лет. Рассказываем вам о том, как сложилась их судьба.
Как у родителей появилась идея о системе воспитания
Каждый год 10 декабря дети Никитиных брали яблоки и сладости, а потом делились ими друг с другом. Таким образом, в семье праздновали день встречи родителей: Лена Литвинова и Борис Никитин познакомились 10 декабря 1957 года на педагогической конференции. В буфете мужчина купил яблоко, женщина — пирожное. Борис достал перочинный нож, разрезал фрукт и половину отдал Лене. Она же поделилась десертом с Борисом.
Оба участника ехать на конференцию не хотели. Борис был военным в отставке и учителям труда. Лена же обучала детей русскому языку и литературе. Они оба были энтузиастами, которые терпеть не могли советскую педагогику. Борис и его союзники желали создать «трудовую школу» по заветам Макаренко. Лена в деревне старалась внедрять собственные методики: тогдашнюю систему обучения она считала неэффективной.
Эрудированный, умный и обаятельный Борис произвел мощное впечатление на молодую Лену и заразил девушку своими идеями. Казалось, что его идеи очень близки к воплощению. Власти хотели выделить Борису помещение под школу, где дети будут не только учиться, но и осваивать профессии. Но в 1958 году в газете «Правда» вышла статья «Прожектеры», где идею разгромили, поэтому создать школу не получилось, а группа Никитина распалась. Борис же потерял работу: его уволили по причине «несогласия с методиками воспитания молодежи».
Начало семейной жизни
Летом 1959 года Борис и Лена заключили брак. Для мужчины это был уже второй брак: от первого у него осталось трое детей, общаться с которыми ему не давала бывшая супруга, но старший сын Павел тайно поддерживал отношения с отцом.
Жили молодожены в подмосковном поселке Болшево в доме Лены вместе ее матерью — тоже учительницей и депутатом местного райсовета. Через месяц после свадьбы у пары родился первый ребенок Алексей.
В два месяца у мальчика начался страшный диатез. Он весь покрывался прыщами, которые постоянно расчесывал, из-за чего кожа стала сплошной коркой, а ребенок не мог спать по ночам. Никакие предписания врачей не помогали — ни таблетки, ни мази. В один момент супруги заметили, что ребенку становится легче на террасе: на холоде его зуд спадал. Постепенно малыша научили постоянно находиться в местах, где температура не превышала 15 градусов.
Борис завел дневник, где фиксировал, как они занимались этим. «Мы раздевали Алешу и голенького выносили в тамбур или даже на воздух зимой», — писал он. Родители начинали сеансы с 10-15 секунд, но к концу зимы с мальчиком уже без проблем выходили гулять на улицу на 2-3 мороз в одной только распашонке, сшитой Леной. Никитины были осторожны: внимательно следили, чтобы не перейти грань, за которой польза сменилась бы опасностью.
Новая система воспитания
В 1963 году Борис написал книгу «Правы ли мы?». В ней Никит во всех подробностях рассказал о своих принципах воспитания и озвучил идею «раннего развития», которая стала центральной в его системе понимания. В 1965 году о семье стали писать крупные советские газеты с миллионными тиражами, затем был даже сделан небольшой документальный фильм, получивший то же название, что и книга.
Лента потрясала воображение всех советских родителей. В ленте показывали Алешу, который уже мог решать уравнения, хотя еще даже не ходил в первый класс. Оля, только научившаяся ходить, вовсю крутилась на турнике. Пятилетний Антон с удовольствием занимался с ножовкой и столярным станком. Все вместе дети босыми выскакивали на снег, чтобы провожать отца. Завернутую в одеяло дочку Лена выносила спать на террасу.
Критика в СССР и мировая слава
Вскоре отреагировали официальные представители советской медицина и педагогики. Методы Никитиных жестоко осудили в статье «Осторожно, детство!». Бориса уволили с работы, и семье какое-то время пришлось жить на зарплату заведующей поселковой библиотекой, которую получала жена. Но запрет на деятельность вызвал к Никитиным только больший интерес. Незнакомцы присылали семье вещи и всячески помогали. Супругам даже начали платить за выступления. Пара проводила до 300 лекций в год.
К 1970 году у Никитиных родились еще две дочери и сын: Юля, Иван и Люба. Для каждого из них Борис завел дневник, в котором записывал свои наблюдения. Можно было подумать, что он поставил перед собой амбициозную задачу вырастить гражданина будущего, который не замечает холода и в пять лет уже щелкает задачки по алгебре как семечки.
«Сейчас нужен не только знающий человек, — писал Никитин, — но и творчески осмысливающий свое дело, свое место в жизни, а для этого нужны высокоразвитые творческие способности и умение применять их на практике, в труде, на любом месте, в любой жизненной ситуации».
Чем все кончилась для детей
Никто из детей Никитиных не смог стать сверхчеловеком. Они перескакивали через классы, из-за чего учились со школьниками куда старше себя. Это обернулось проблемами с социализацией. К тому же мать разрешала детям иногда пропускать школу, что вызывало у других учеников зависть и раздражение. В начальной школе Никитины привыкли к простоте учебы, но в последних классах это сыграло с ними злую шутку. Необходимость прилагать усилия стала для детей неприятной неожиданностью, и этот навык они смогли освоить далеко не сразу.
Но все-таки Жизнь братьев и сестер сложилась довольно успешно. Алексей стал инженером-консультантом по разработке электроники в Лондоне. Антон получил химическое образование, он живет в Подмосковье в браке. Ольга смогла сделать успешную карьеру в юриспруденции и вышла замуж.
Анна стала медсестрой. Юлия выучилась на журналистку и работает в пресс-службе крупного предприятия. Иван получил образование в сфере радио- и телевещания. Любовь окончила библиотечный техникум, но после трех лет работы стала домохозяйкой и мамой-героиней: в ее семье 10 детей.
А как вы считаете, система обучения Никитиных была правильной? Делитесь в комментариях!